( )
Василий Макарович Шукшин вспыхнул на горизонте культуры ослепительно чистой, яркой звездой, прямо-таки сказочной россыпью дарований. Писатель, романист и драматург, режиссер больших народных полотен, удивительный, неповторимый артист, умеющий в самой обыденной интонации сказать такую необходимую правду о простом человеке, что миллионы сердец… замирали в едином порыве. Василию Шукшину было дано такое счастье. (П. Проскурин)
Писать В. М. Шукшин начал в гг., когда учился в автомобильном техникуме г. Бийска. Сокурсники Шукшина рассказывают, что под кроватью в общежитии у него был целый мешок с рукописями. Шукшин посылал свои рассказы в Москву. Активность Шукшина-рассказчика проявляется во время учебы во ВГИКЕ ( ), когда по совету своего учителя М. И. Ромма он стал посылать написанное во все редакции известных литературно- художественных журналов. Первым откликнулся журнал "Смена", где в 1958 г. (15) был напечатан рассказ "Двое на телеге".
Публикации 1963 в издательстве «Молодая гвардия» вышла первая книга «Сельские жители» в издательстве «Советский писатель» вышел сборник «Там, вдали» в издательстве «Современник» вышел сборник рассказов «Характеры». 1974, январь в издательстве «Советская Россия» вышла книга «Беседы при ясной луне». Июнь в издательстве «Советский писатель» сдан в набор роман «Я пришел дать вам волю».
...Я живу с чувством, что когда-нибудь я вернусь на родину навсегда... И какая-то огромная мощь чудится мне там, на родине, какая-то животворная сила, которой надо коснуться, чтобы обрести утраченный напор в крови. Видно, та жизнеспособность, та стойкость духа, какую принесли туда наши предки, живет там с людьми и поныне, и не зря верится, что родной воздух, родная речь, песня, знакомая с детства, ласковое слово матери врачуют душу. В.М. Шукшин
Хоронила Москва Шукшина, Хоронила художника, то есть Хоронила Москва мужика И активную совесть. Он лежал под цветами на треть, Недоступный отныне. Он свою удивленную смерть Предсказал всенародно в картине. В каждом городе он лежал На отвесных российских простынках. Называлось - не кинозал - Просто каждый пришел и простился. Он сегодняшним дням - как двойник. Когда зябко курил он чинарик, Также зябла, подняв воротник, Вся страна в поездах и на нарах. Он хозяйственно понимал Край, как дом, где березы и хвойники. Занавесить бы черным Байкал, Словно зеркало в доме покойника.