1 Социализация подростков через систему социальных проб Педагогический совет – деловая продуктивная игра Заместитель директора по ВР Сарахман Ирина Дмитриевна МОУ СОШ 8 г. Моздок РСО - Алания
2 Приоритетная задача развития нашего общества, условие его выживания, это – восстановление, возрождение духовности и гуманитарной культуры Каким должен быть в условиях рыночных отношений современный молодой человек? Модель конкурентоспособного молодого человека: самосовершенствующаяся, самовоспитывающаяся, саморазвивающаяся личность
3 Дети должны быть: Социально защищенные Нравственно стойкие Социально закаленные против всякого рода соблазнов Иметь знания на уровне современной науки и техники Здоровые физически и психически Иметь социальный опыт самостоятельного принятия решений
4 Положение детей и подростков в настоящее время тревожно: родители в ряде семей самоустраняются от воспитания; социальное сиротство, бродяжничество; ничтожное предложение бесплатного досуга; проблема трудоустройства подростков; распространение детского алкоголизма, наркомании, проституции, детской преступности… Решение проблемы в программно – целевом объединении усилий семьи, школы, общественных организаций.
5 Сегодня ШКОЛА – главный социальный институт для ребенка!!!
6 Школа (система воспитательной деятельности школы) должна предложить систему освоения социального опыта, систему социализации личности.
7 Что такое социализация? Психологический словарь АПН СССР, под редакцией В.В. Давыдова, А.В. Запорожца, Б.Ф. Ломова и др., 1983 г. Социализация (от лат. socialis - общественный) - процесс усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений в его собственном опыте [М.: Педагогика, 1983]
8 Что такое социализация? «Краткий психологический словарь, под ред. А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского, 1985 г. Социализация - исторически обусловленный, осуществляемый в деятельности и общении процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидами социального опыта [М.: Прогресс, 1985]
9 Что такое социализация? Краткий словарь системы психологических понятий, К.К. Платонов. Социализация - это приобретение в процессе воспитания социально- значимых свойств личности, отражающих общественное сознание, субординирующих биологически приобретенные ее свойства. [М.: Педагогика, 1985]
10 Что такое социализация? Словарь прикладной социологии Социализация - сложный, многогранный процесс включения человека в социальную практику, приобретения им социальных качеств, черт, усвоения общественного опыта и реализации собственной сущности, посредством выполнения определенной роли в практической деятельности... [Минск: Изд-во Университетское, 1984]
11 Что такое социализация? Социализация личности – процесс вхождения (интеграции) её в общество, в различные типы социальных общностей (группа, коллектив, организация и др.) посредством усвоения культуры, социальных ценностей и норм, на основе которых формируются общественно значимые черты личности.
«Плоды» Мой ученик – ответственный, любознательный, коммуникабельный, воспитанный, умеет учиться, успешный, имеет цель в жизни, стремится её осуществить, социально адаптированный и защищённый.
«Плоды» Родители моих учеников – это: единомышленники, помощники, спонсоры, организаторы КТД.
«Плоды» Мой коллега – это: единомышленник, грамотный специалист, творческая личность, коммуникабельный человек.
«Плоды» Мой администратор – это: помощник в решении педагогических задач, мудрый наставник, требовательный, понимающий человек, профессионал, шагающий в ногу со временем.
16 Хотя большинство учащихся 1 – 2 классов с удовольствием идут в школу, потому что им всегда интересно, настораживает, что : -6% 1 кл-ков – не интересно в школе; -27% любят оставаться в школе после уроков, т.к.дома скучно и нечем заняться; -17% предпочитают гулять на улице; % 1 кл-ков не станут обращаться за помощью к родителям; 16 % 2 кл-ков не станут обращаться за помощью к учителю; -27% ищут в выходные себе занятия сами, потому что родителям не до них; -17% в выходные весь день гуляют с друзьями; -28% отправляют на выходные к родственникам.
17 В 3- 4 классах - 63% любит ходить в школу – интересно; - 34% любят оставаться после уроков; -29% дома скучно и неинтересно, они дома ищут себе занятия сами, т.к. родителям не до них; - 20% в выходные весь день гуляют с друзьями; - 27% в выходные отправляют из дома к родне; -27%не любят задерживаться в школе, они предпочитают гулять на улице
18 Чувствуешь ли ты себя защищенным в школе? 5 – 9 классы и 10 – 11 классы: Категорически «НЕТ» - 1% --- 8% Но « СКОРЕЕ НЕТ, ЧЕМ ДА » - 12% % Затрудняются ответить -14% ---18%
19 48% учащихся 5-9 классов выходные дни проводят в основном с друзьями на улице. Если будут проблемы, 17% не станут обращаться за помощью к родителям, 18% не станут обращаться к учителям, а 54% обратятся за помощью к друзьям!?? 22% после уроков проводят время на улице, 13% - слоняются по дому без дела, 46% делают уроки.
20 В 10 – 11 классах - 9% категорически не нравится школа; - 35% категорически не желают задерживаться в школе после уроков; -31 % после уроков предпочитают гулять с друзьями, - 17% не знает чем заняться, - 52% делают уроки; - меньше 20% рассказывают родителям о том, что было в школе, столько же выходные проводят с семьей, зато 75% проводят их с друзьями;
% старшеклассников будут свои проблемы решать сами, - 19% обратятся за помощью к отдельным учителям, потому что доверяют им; - 17% - обратятся к родителям, -а 15% не будут этого делать ни при каких обстоятельствах!!!
«Камни» Уважаемые учителя! Мы, ваши ученики, не желаем, чтобы … - нас обижали, оскорбляли, унижали, упрекали за наши неумения; - на нас кричали; - у нас отбирали личные вещи; - нами пренебрегали, понукали, управляли; - нам навязывали чужую точку зрения, запрещали дружить, угрожали. МЫ ТОЖЕ ЛЮДИ!!! 22
23 «Камни» Сегодня содержание и методы среднего образования не отвечают требованиям современной социализации: а) содержание страдает технократизмом, преобладанием умственного компонента над этическим и эстетическим, низким уровнем физического воспитания, явной перегрузкой программ и учебников;
24 «Камни» б) среди методов обучения преобладают вербальные, репродуктивные, а главное, основанные на принуждении ;
25 «Камни» в) ребенок лишен выбора, возможности самому планировать свою деятельность.
26 Программа социализации Добрая школа – это хорошо, Умная школа - это великолепно, Но ребёнок должен быть ещё и подготовлен к жизни. Д.Дьюи
27 Программа социализации Концептуальные основы программы: 1. Оптимально личностный подход, сочетание уважения и требовательности, стимулирование. 2. Предварительная диагностика, определяющая необходимость социализирующих воздействий. 3. Воспитание у подростка веры в себя, формирование опыта регулирования своего поведения. 4. Оптимизация социального поведения подростка. 5. Использование разнообразных интерактивных методик: игровых, проблемных, коммуникативных.
28 Направления социализации: 1. Самопознание - («Познай себя») 2. Самовоспитание - («Сделай себя сам») 3. Самообучение - («Научи себя и других») 4. Самоутверждение - («Деловое и межличностное общение») 5. Самоопределение - («Найди себя») 6. Саморегуляция - («Учись владеть собой») 7. Самоактуализация - («Реализуй себя»)
29 «Знание закона жизни гораздо важнее многих других знаний, а знание, прямо ведущее нас к самосовершенствованию, есть знание первейшей важности». Г.Спенсер