ФБОУ НПО Профессиональное училище 279 Отражение педагогики Макаренко в современных образовательных технологиях Методист ФБОУ НПО ПУ 279 Виктория Геннадьевна Башкирова
Наше педагогическое производство никогда не строилось по технологической логике, а всегда по логике моральной проповеди. Именно поэтому у нас отсутствуют все важные отделы педагогического производства: технологический процесс, учет операций, конструкторская работа, применение кондукторов и приспособлений, нормирование, контроль, допуски и браковка. А.С. Макаренко ФБОУ НПО Профессиональное училище 279
Научная теория - это упорядоченная совокупность общих законов, принципов и правил, а практика всегда конкретна и ситуативная. ФБОУ НПО Профессиональное училище 279
Педагогическая деятельность - это целостный процесс, опирающийся на синтез знаний (по философии, педагогике, психологии, методике и др.), тогда как знания учителя зачастую как бы разложены "по полочкам", т.е. не доведены до уровня обобщенных умений, необходимых для управления педагогическим процессом. ФБОУ НПО Профессиональное училище 279
Игровые технологии Игра, по мнению А.С. Макаренко, является одной из форм присвоения общественного опыта, т. е., с точки зрения современной психологической науки, одной из форм идентификации личности с социальными моделями в процессе её формирования. Большое значение А.С. Макаренко придавал игре - труду: на этапе взросления труд и игра представляют собой нерасторжимое целое. ФБОУ НПО Профессиональное училище 279
Педагогическое проектирование А.С. Макаренко в отечественной педагогике по праву может считаться основоположником теории и практики педагогического проектирования. Разрабатывая «советскую воспитательную технику», А.С. Макаренко на практике усовершенствовал «технику дисциплины», «технику наказания», «технику разговора педагога с воспитанником», «технику самоуправления». ФБОУ НПО Профессиональное училище 279
Индивидуальный подход Макаренко был исключительным мастером индивидуального подхода. Но самое главное ценность этих обсуждений он видел во внутренних переживаниях членов коллектива по поводу тех или иных поступков. Внутренний диалог, который ведет с собой и другими каждый участник обсуждения это то поле нравственного становления личности, без которого не представляется развитие человека. Только через ситуации собственного выбора человек становится личностью. ФБОУ НПО Профессиональное училище 279
Проблемное обучение Проблемное обучение, а не преподнесение готовых, годных лишь для заучивания фактов и выводов всегда вызывает неослабевающий интерес учеников. Макаренко считал, что жизнь и труд ребёнка должны быть пронизаны интересом, что содержание образовательной работы определяется детским интересом. В диалектике воспитательного процесса А.С. Макаренко показал единство содержания, средств и методов воспитания, раскрыл логику воспитательного процесса, исходя из сочетания требований общественной жизни с интересами детского коллектива и интересами отдельной личности. ФБОУ НПО Профессиональное училище 279
концепция целостного учебно-воспитательного процесса Л.Ю.Гордин, В.С.Ильин, Ю.П.Сокольников; соединение научного образования с общественно- полезным производительным трудом С.Я.Батышев, П.Р.Атутов; нравственное воспитание О.С.Богданова, Н.И.Болдырев, О.И.Рута, И.Ф.Харламов; коллектив и личность А.А.Бодалев, Х.Й.Лийметс, Л.И.Новикова; программирование воспитательного процесса И.С.Марьенко, Н.И.Монахов, Н.А.Петров; групповые и коллективные формы познавательной деятельности М.Д.Виноградова, В.К.Дъяченко, И.Б.Первин; проблема развития педагогического мастерства Ф.Н.Гоноболин, И.А.Зязюн, Н.В.Кузьмина, Ю.Л.Львова, Э.Ш.Натанзон, В.А.Сластенин. ФБОУ НПО Профессиональное училище 279