Детский коллектив. Этапы становления и особенности развития. Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования Кафедра.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Формирование классного коллектива по методике А.Н.Лутошкина Одним из важных критериев оценки деятельности классного руководителя является сформированный.
Advertisements

Анкетирование КАКОЙ У НАС КОЛЛЕКТИВ?. «Песчаная россыпь» Присмотритесь к песчаной россыпи сколько песчинок собрано вместе, и в то же время каждая из них.
Уровни развития коллектива 8-Б класс Характеристика уровней по А. Н. Лутошкину с. Верхопенье – 2010 г. ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ.
Психология формирования ученического коллектива. Аннотация Предлагаемая презентация кратко рассматривает психологические особенности, основные этапы и.
ГЛАВА I ВВЕДЕНИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. 1.1 П ЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФЕССИЯ Педагог ( от греч. Ведущий ребенка) специальный человек, сопровождающий.
Структура плана ВР классного руководителя МКОУ СОШ 1 Барабинского района Новосибирской области.
ПРОБЛЕМНЫЙ СЕМИНАР ДЛЯ КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ «ОРГАНИЗАЦИЯ САМОУПРАВЛЕНИЯ В КЛАССЕ» Зам директора по УВР Варламова Н. В.
ПСИХОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ. Психология управления: цель, задачи, содержание, специфика Организация – форма объединения группы людей, деятельность которых сознательно.
Управление школой с позиции диалога Шлыкова Т.Д., директор школы.
Развитие инициативы и самодеятельности учащихся в классном коллективе.
Петрова Ирина Николаевна Дата рождения …………………….. ………………….26 декабря 1968г. Адрес места жительства…………… ………………… Янтиковский район д.Беляево ул.Молодежная,
Положение личности в группе В группе происходит дифференциация – разделение на участников, занимающих разное положение в системе межличностных отношений.
1. Коммуникативные способности дошкольников, этапы их формирования. МАОУНШДС 25 Зам по УВР – Дьяченко Л.В.
Схема анализа воспитательной работы класса. МОУ Сладковская СОШ Руководитель МО классных руководителей Степкина Н.М.
Педагогический совет 7 ноября 2005 г.. Педагогическая поддержка Тактика «защиты» Тактика «содействия» Тактика «помощи» Тактика «взаимодействия»
Технология КТД (коллективное творческое дело) как универсальная технология работы классного руководителя с классным коллективом.
Педагогический совет: «Воспитательная система класса».
Воспитательная система класса Мастер – класс для классных руководителей. Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа.
ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ЛИЧНОСТЬ РЕБЁНКА. От характера педагогического общения во многом зависит эффективность воспитательно- образовательной работы в детском.
«От инновации – к школе сотрудничества и взаимодействия»
Транксрипт:

Детский коллектив. Этапы становления и особенности развития. Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования Кафедра воспитания и дополнительного образования

Коллектив - социальная общность людей, объединенных на основе общественно значимых целей, общих ценностных ориентаций, совместной деятельности и общения; социальная общность людей, объединенных на основе общественно значимых целей, общих ценностных ориентаций, совместной деятельности и общения; формализованная социально-психологическая группа, функционирующая в рамках той или иной организации; формализованная социально-психологическая группа, функционирующая в рамках той или иной организации; социальная группа высокого уровня развития, где межличностные взаимодействия и взаимоотношения опосредованы общественно ценным и личностно значимым содержанием совместной деятельности; социальная группа высокого уровня развития, где межличностные взаимодействия и взаимоотношения опосредованы общественно ценным и личностно значимым содержанием совместной деятельности; база накопления личностного социально опыта, пространство развития и воспитания личности; база накопления личностного социально опыта, пространство развития и воспитания личности; действенное средство воспитания личности: проявление уникальности ребенка, развитие его личностных качеств, включение в общественную жизнь, в трудовую деятельность. действенное средство воспитания личности: проявление уникальности ребенка, развитие его личностных качеств, включение в общественную жизнь, в трудовую деятельность.

Детский коллектив «Коллектив – инструмент прикосновения к личности» (А.С. Макаренко) Признаки: общественно значимая цель; общественно значимая цель; общественно значимая деятельность; общественно значимая деятельность; отношения ответственной зависимости; отношения ответственной зависимости; актив и органы самоуправления; актив и органы самоуправления; идея свободы личности и ее защищенности; идея свободы личности и ее защищенности; единая система требований; единая система требований; традиции в делах и отношениях; традиции в делах и отношениях; связь с другими коллективами; связь с другими коллективами; собственная история развития. собственная история развития.

А.Н. Лутошкин уровня уровня Уровни развития коллектива Характеристика Управление 1. «Песчаная россыпь» Каждый как песчинка: и вроде все вместе, и в то же время каждый отдельно. Нет того, чтобы что-то соединяло людей. Нет общих интересов, общих дел. Группа существует формально, не принося радости и удовлетворения всем, кто в нее входит. Предпочтительно настаивающий, требующий стиль руководства, с преобладанием единоналичия, четкости в определении задач, контроля на всех этапах работы.

уровня уровня Уровни развития коллектива Характеристика Управление 2. «Мягкая глина» В группе заметны первые, хотя и робкие, усилия по сплочению коллектива. Не все получается у организаторов, нет опыта совместной работы. Скрепляющее звено - формальная дисциплина и требования старших. Ребята по своей инициативе редко приходят на помощь друг другу. Преобладает требующий стиль руководства, но все активнее вводятся советующие, консультирующие приемы: создание актива, опора на него, привлечение к обсуждению вопросов жизни и работы коллектива.

уровня уровня Уровни развития коллектива Характеристика Управление 3. «Мерцающий маяк» В группе преобладает желание трудиться сообща. Помогать друг другу, бывать вместе. Бывает трудно найти со всеми общий язык, проявить настойчивость. Проявление активности всплесками, да и то не у всех. Органы самоуправления имеют большой вес и активнее используется мнение группы. Допустимы настаивающие и советующие приемы.

уровня уровня Уровни развития коллектива Характеристика Управление 4. «Алый парус» По-настоящему действует принцип «один – за всех, и все – за одного». Не всегда хватает мужества признать свои ошибки сразу, но постепенно положение может быть исправлено. Приходит на помощь, когда его попросят. Организация и руководство через органы самоуправления и актив. Ведущий тип руководства – коллегиальный, консультирующий. В основе – взаимное доверие.

уровня уровня Уровни развития коллектива Характеристика Управление 5. «Горящий факел» Живое пламя, горючим материалом которого является тесная дружба, единая воля, ответственность каждого не только за себя, но и за весь коллектив. Бескорыстно приходит на помощь, приносит пользу людям. Самоуправление, опора на группу в целом. Основное внимание направлено на установление связей с другими коллективами.

Командные роли: Координатор – не обязательно официальный руководитель, координирует деятельность коллектива, создает условия, где каждый может делать свое дело. Координатор – не обязательно официальный руководитель, координирует деятельность коллектива, создает условия, где каждый может делать свое дело. Двигатель – энергитизирует, придает форму, создает энтузиазм, тороплив, способен возложить обязанности выключенного игрока на других. Двигатель – энергитизирует, придает форму, создает энтузиазм, тороплив, способен возложить обязанности выключенного игрока на других. Генератор идей – интересная личность. Идей у него очень много, но лишь некоторые воплощаются в действительность. Порой смотрят на него как на сумасшедшего. Генератор идей – интересная личность. Идей у него очень много, но лишь некоторые воплощаются в действительность. Порой смотрят на него как на сумасшедшего. Практик – принимает, проверяет практичность идей. Практик – принимает, проверяет практичность идей. Успокаиватель – создает мир в команде, гасит конфликты, мирит. Успокаиватель – создает мир в команде, гасит конфликты, мирит. Делатель – непосредственный исполнитель, делает все педантично, щепетильно. Болезненно воспринимает внезапное изменение цели. Делатель – непосредственный исполнитель, делает все педантично, щепетильно. Болезненно воспринимает внезапное изменение цели. Внешний контактер – находит внешние контакты для решения внутренних задач. Очень нетерпелив, хочет, чтобы все происходило быстро. Внешний контактер – находит внешние контакты для решения внутренних задач. Очень нетерпелив, хочет, чтобы все происходило быстро. Контролер на выходе – внимателен, просматривает до мелочи, все ли выполнено по плану. Контролер на выходе – внимателен, просматривает до мелочи, все ли выполнено по плану.

Особенности педагогической деятельности в детском коллективе Возраст Психологические новообразования Особенности детского коллектива Организационные формы работы 1-4 класс Роль классного руководителя – судья, опекун произвольность действий произвольность действий значимость игры значимость игры предметно- практическое общение предметно- практическое общение ситуативность дружеских связей ситуативность дружеских связей конфликты часты, но кратковременны конфликты часты, но кратковременны общение со взрослыми общение со взрослыми методы игры, сказки методы игры, сказки приемы обучения общению приемы обучения общению дети-активные участники дети-активные участники

Возраст Психологические новообразования Особенности детского коллектива Организационные формы работы 5-7 класс Роль классного руководителя – организатор и руководитель деятельности высокая эмоциональная подвижность высокая эмоциональная подвижность процесс возбуждения преобладает над торможением процесс возбуждения преобладает над торможением увеличение времени на общение увеличение времени на общение образование групп по половому признаку образование групп по половому признаку конфликт взрывного характера, не всегда открыт взрослому конфликт взрывного характера, не всегда открыт взрослому конфликты в сфере деятельности конфликты в сфере деятельности яркие дела с элементами романтики и тайны яркие дела с элементами романтики и тайны методы соревнования методы соревнования дети-активные участники, организаторы и помощники дети-активные участники, организаторы и помощники

Возраст Психологические новообразования Особенности детского коллектива Организационные формы работы 7-9 класс Роль классного руководителя – организатор межличностных отношений, координатор деятельности резкая смена интересов резкая смена интересов физическое несоответствие между полами физическое несоответствие между полами ранимость, неустойчивость своего «Я» ранимость, неустойчивость своего «Я» стремление к объединению стремление к объединению конфликты в межличностной сфере конфликты в межличностной сфере общение на первом месте общение на первом месте совместная деятельность мальчиков и девочек совместная деятельность мальчиков и девочек дети- ведущие и организаторы дел дети- ведущие и организаторы дел

Возраст Психологические новообразования Особенности детского коллектива Организационные формы работы класс Роль классного руководителя – консультант в организации деятельности, старший товарищ, советник поиск социального образа «Я» поиск социального образа «Я» профессионалал. определение профессионалал. определение интерес к неколлективным связям интерес к неколлективным связям результат формирования коллектива результат формирования коллектива конфликт затяжного характера, скрыт от взрослого конфликт затяжного характера, скрыт от взрослого оценка качеств личности оценка качеств личности дискуссия дискуссия демократия демократия самостоятельность самостоятельность дети - организаторы и инициаторы дел дети - организаторы и инициаторы дел