« Великая цель образования – это не знания, а действия ». Герберт Спенсер
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ
Возникновение понятия « универсальные учебные действия » связано с изменением парадигмы образования : от цели усвоения знаний, умений и навыков к цели развития личности учащегося
общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования как «научить учиться». Цель образования
Универсальные учебные действия разработаны группой ученых - психологов под руководством члена - корреспондента РАО, профессора МГУ А. Г. Асмолова. Методологической и теоретической основой УУД является системно-деятельностный подход Л.В. Выготского, А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина, Д.Б. Эльконина, А.В. Запорожца, В.В. Давыдова.
совокупность действий учащегося, обеспечивающих социальную компетентность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса, культурную идентичность и толерантность. умение учиться, т.·е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Понятие УУД
1. Обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения. 2. Ставить учебные цели. 3. Искать и использовать необходимые средства и способы достижения целей. 4. Контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности. 5. Создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию. 6. Обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области. Функции УУД
1. Носят надпредметный, метапредметный характер; 2. Обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности; 3. Обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса; 5. Лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от её специально-предметного содержания. 6. Обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей обучающегося; Характер УУД
Виды УУД
внутренняя позиция ; мотивация ; нравственно - этическая оценка. Личностные УУД
целеполагание ; планирование ; прогнозирование ; контроль ; коррекция ; оценка ; волевая саморегуляция. Регулятивные УУД
Познавательные УУД общеучебные логические постановка и решение проблем
Выделение познавательной цели Структурирование знаний Поиск информации Выбор способов решения задач Контроль и оценка процесса Смысловое чтение Речевое развитие Решение проблем знаково-символические действия Познавательные универсальные действия моделирование преобразование модели
Анализ объектов с целью выделения признаков ( существенных, несущественных ). Синтез – составление целого из частей. Выбор оснований и критериев для сравнения, классификации. Подведение под понятие, выведение следствий. Установление причинно - следственных связей. Построение логической цепи рассуждений. Доказательство. Выдвижение гипотез и их обоснование.
формулирование проблемы самостоятельное создание способов решения проблем Постановка и решение проблем
УУД умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками управление поведением партнёра постановка вопросов разрешение конфликтов Коммуникативные УУД
Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности :у выпускников будут заложены основы формально-логического интеллекта, гипотетико-дедуктивного мышления, рефлексии В результате учения в основной школе у выпускников будут заложены основы ИКТ- компетентности; Основы смыслового чтения и работа с текстом Основные результаты
Базовые образовательные технологии технологии ОБУЧЕНИЕ НА ОСНОВЕ «УЧЕБНЫХ СИТУАЦИЙ» ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УРОВНЕВАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
УД представляют собой целостную систему, в которой одно действие зависит от другого. Пример : Общение помогает регулировать свою деятельность. А это связь между коммуникативными, регулятивными и универсальными действиями.
Рекомендации по формированию УУД 1. Организовать ориентировку учащихся в выполнении УУД 2. Необходимо предлагать задания на формирование каждого вида УУД на протяжении всего учебного курса. Причем одно и то же содержание может быть использовано для отработки различных видов УД. 3. Использовать формы совместной деятельности Универсальность условных обозначений для организации учебной деятельности школьников в учебниках и рабочих тетрадях. 5. Организовать поэтапную отработку УУД
владение содержанием каждого из УУД и связей между ними; умение выбирать УУД в зависимости от цели обучения, специфики учебного предмета, возрастных особенностей учащихся; способность организовывать деятельность учащихся по формированию УУД.
От стихийности – к целенаправленному и планомерному формированию универсальных учебных действий