Арасланова Елена Викторовна, заведующая кафедрой дошкольного и начального общего образования
Сущность стандарта дошкольного образования Совокупность обязательных требований к дошкольному образованию Структура стандарта идентична стандарту начального общего образования Стандарт условий реализации ООП дошкольного образования (ребенка ценят, а не оценивают) Научными подходами стандарта являются деятельностный, личностный подходы и теория культурно-исторического развития В основе реализации стандарта – модель совместной деятельности взрослого и детей
Особенности внедрения стандарта Стандарт вводится с года на всей территории РФ (приказ Минобр от ) ФГОС – основа для расчета нормативов: субъект РФ – образовательная деятельность, муниципалитет – создание условий для присмотра и ухода(внутри примерных программ заложена стоимость) Подготовительный этап внедрения стандарта свернут по времени и составляет 2 года
Риски внедрения стандарта Кадровые проблемы (отсутствие кадров, высокий уровень текучести) Смена педагогических концепций – способов деятельности педагогов ФГОС – инновация масштабная, наукоемкая, доводится практиками Конфликт доступности и качества Растет наполняемость групп в ДОО
Критерии готовности образовательной организации к введению ФГОС Критерий Разъяснение критерия Создание нормативной базы ДОО приведена в соответствие с ФГОС 1. Разработана и утверждена ООП ДОО 2. Приведены в соответствие ФГОС ДОО и тарифно- квалификационными характеристиками должностные инструкции 3. Внесение изменений в Устав 4. Внесение изменений в договор с родителями 5. Разработаны локальные акты (о з/п, стимулирующих надбавках и доплатах, премирование, доп. соглашения к трудовому договору) 6. Положение о внутренней системе оценки
Критерий Разъяснение критерия Создание кадровых ресурсов для перехода на ФГОС ДО 1. Укомплектованность пед.кадрами 2.100% повышение квалификации руководящих и педагогических работников Создание методических и информационных ресурсов 1. Определен перечень учебных пособий 2. Обеспечение УМК воспитателей 3. Обеспечение доступа к печатным и электронным ресурсам 4. Наличие плана методической работы, обеспечивающего введение ФГОС 5. Определена оптимальная модель организации образовательной деятельности, в том числе взаимодействия с организациями дополнительного образования детей, другими социальными партнерами
Критерии готовности образовательной организации к введению ФГОС ДО Обеспечены финансовые, материально- технические и иные условия
Порядок введения ФГОС ДО в ОО Кировской области «О введении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования, Кировской области» (Приказ ДО ) «Об утверждении проекта «Управление введением ФГОС ДО в ОО, реализующих образовательную программу дошкольного образования, в Кировской области»» (Приказ ДО )
Этапы введения ФГОС Подготовительный этап ( уч.г.) Содержание: Разработка управленческого проекта по внедрению ФГОС плана действий (январь-март), разработка программ ДО (февраль-сентябрь), локальных актов, регламентирующих организацию и содержание образовательной деятельности Практический этап ( уч.г.) Содержание: Разработка и реализация плана методической работы по внедрению ФГОС, повышение квалификации пед.работников, включение педагогов в работу конференций, семинаров, конкурсов, широкое обсуждение вопросов введения ФГОС Контрольно-оценочный этап ( уч.г.) Содержание: мониторинговые исследования по эффективности внедрения ФГОС, функционирование внутренней системы оценки качества образования, обобщение и распространение опыта по внедрению ФГОС
Сквозное содержание деятельности ( гг.) Внесение в Устав изменений Разработка и функционирование внутренней системы оценки Формирование заказа на курсовую подготовку Проведение методических мероприятий Оснащение учебно-дидактическими, материально- техническими условиями и иными условиями, обеспечивающими реализацию ООП.
Образовательная программа дошкольного образования (самооценка готовности) Структура программы Обязательная часть Часть, формируемая участниками образовательных отношений Результат (наличие/отсутствие; соответствие ФГОС) Целевой раздел Содержательный раздел Организационный раздел
Образовательная программа дошкольного образования (самооценка готовности) Целевой раздел Обязательная часть Часть, формируемая участниками образовательных отношений Результат (наличие/отсутствие; соответствие ФГОС) Пояснительная записка Планируемые результаты
Содержательны й раздел Обязательная часть Часть, формируемая участниками образовательных отношений Результат (наличие/отсутствие; соответствие ФГОС) Описание образовательной деятельности по образовательным областям Описание вариативных форм, способов, методов, средств реализации ОП Коррекционная / инклюзивная работа
Организационн ый раздел Обязательная часть Часть, формируемая участниками образовательных отношений Материально- техническое обеспечение ОП Обеспеченность методическими материалами и средствами воспитания и обучения Распорядок и/или режим дня Традиции ДОО Особенности организации развивающей предметно- пространственной среды
Научно-методическая поддержка (2014 и 2015 гг) Обеспечение критерия Содержание деятельности Формы поддержки Разработана и утверждена ООП ДОО Разработка технологии написания ООП ДОО, подходов к комплектованию части программы, формируемой участниками ОП Курсы повышения квалификации для руководителей, проблемные семинары Методические рекомендации Приведены в соответствие ФГОС ДОО и тарифно- квалификационными характеристиками должностные инструкции Анализ должностных инструкций, внесение изменений в образовательные программы, Методические рекомендации, изменение критериев в аттестации медработников
Научно-методическая поддержка (2014 и 2015 гг) Обеспечение критерия Содержание деятельности Формы поддержки Определен перечень учебных пособий Анализ реализуемых примерных программ с учетом ФГОС, оценка их эффективности Курсы повышения квалификации, Мониторинг реализуемых программ в регионе, рекомендации Определена оптимальная модель организации образовательной деятельности, в том числе взаимодействия с организациями дополнительного образования детей, другими социальными партнерами Анализ моделей взаимодействия ДОО с социальными партнерами, определение финансовых механизмов, перспективных направлений образовательной деятельности Курсы повышения квалификации, анализ ППО, рекомендации
Научно-методическая поддержка (2014 и 2015 гг) Обеспечение критерия Содержание деятельности Формы поддержки Осуществлено повышение квалификации всех педагогических и руководящих работников дошкольной образовательной организации Разработка и реализации программ повышения квалификации, мониторинг обученности педагогов. Внесение изменений в программы, разработка дистанционных форм обучения Курсы повышения квалификации, мониторинг готовности руководящих и педкадров, совещания, семинары.
Подготовительный этап 2013 г. Разработана модель повышения квалификации руководящих и педагогических работников Подготовлены программы повышения квалификации для всех категорий медработников Проведены совещания с руководителями ДОО районов (городов) области
Модель повышения квалификации педагогов ДОУ на 2014 и 2015 гг. Для педагогов и руководителей, не обучившихся в 2011,2012, гг., - очно-дистанционные курсы (объем 72 часа, фактический объем программы 56 часов) Для педагогов и руководителей, обучившихся за последние 3 года в ИРО Кировской области, дистанционные курсы (объем 36 часов)
Состояние готовности педкадров к реализации ФГОС на 2013 г. Обучено за последние три года в ИРО – 2803 чел.(43,3% от числа педагогов) Не проходили обучение за три года на базе ИРО ч. План на дистанционное обучение – 2572 ч. (за 2014 и 2015 гг.). Обучено по стандартам в 2013 г – 231 чел (3,6% от числа педагогов). План на 2014 г – 3240 и 2015 г. – 3240.
Благодарим за внимание, приглашаем к сотрудничеству