ТЕМА: «Формирование компонентов учебной деятельности младших школьников» Шмыкова Галина Николаевна учитель начальных классов МОУ «ИВАНО-ЛИСИЧАНСКАЯ СОШ»
ЦЕЛЬ: Рассмотреть пути формирования компонентов учебной деятельности
ЗАДАЧИ: Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования; Рассмотреть способы развития и стимулирования учебной мотивации младших школьников Раскрыть механизм развития внимания, мышления, наблюдательности, организованности младших школьников; Сформулировать методические рекомендации по формированию учебной деятельности младших школьников
УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - форма социальной активности человека, направленная на овладение способами предметных и умственных (познавательных) действий
Функции учебной деятельности Познавательная (познание окружающего мира, выражающееся в усвоении и накоплении опыта) Преобразующая (развитие ребенка через овладение им различными интеллектуальными умениями)
В основе учебной деятельности лежат: познавательные потребности мотивы интересы
Условия выполнения учебных действий: знания ученика предыдущий опыт, предполагающий знакомство с образцом выполнения действия
УЧЕБНОЕ ДЕЙСТВИЕ
Ориентировочная часть учебного действия – анализ цели, объектов действия и выделение на этой основе условий его выполнения
Исполнительная часть учебного действия – выполнение операций в конкретных условиях
Контрольно– корректировочная часть учебного действия – обеспечивает проверку правильности его выполнения
Структура комплекса базовых учебных действий Начальные логические операции Поведенческие учебные действия Общие учебные действия
Начальные логические операции: умение выделять свойства предметов умение выделять общие и отличительные свойства умение выделять существенные свойства предметов умение выделять видо–родовые отношения предметов, обобщать, сравнивать, классифицировать
Общие учебные действия: Умение включаться в деятельность; Умение пользоваться знаками, символами; Умение слушать, видеть; Умение быть внимательными; Умение работать в определенном темпе; Умение планировать; Умение работать с учебными принадлежностями Умение контролировать и оценивать учебную деятельность.
Поведенческие умения: Входить в класс и выходить из класса со звонком Сидеть за партой и вставать из-за нее Поднимать руку Выходить к доске
Стадии развития учебной деятельности 1 стадия - освоение отдельных учебных действий 2 стадия – объединение учебных действий 3 стадия – формирование из отдельных актов целостной системы учебной деятельности
Основные методы формирования и активизации учебной деятельности Проблемное обучение Самостоятельная работа Использование программированных заданий, алгоритмов, технич. средств
Формирование мотивационного компонента учебной деятельности Подготовительный этап (предполагает установление контакта педагога с классом) Первый этап (связан с началом обучения, введением новой учебной дисциплины, переходом к новой теме) Второй этап (предполагает закрепление возникшей мотивации в процессе взаимодействия учителя и учеников, в процессе решения конкретных учебно-познавательных задач) Третий этап (предполагает формирование мотивации завершения и связан с итогом конкретного занятия)
Формирование операционного компонента Уточнение понимания школьниками понятий, связанных с определенной группой базовых учебных действий; Ознакомление с содержательной и операционной сторонами формируемых действий; Обучение использованию действий в процессе учебной деятельности под руководством учителя.
Направления работы по формированию компонентов учебной деятельности Формирование мотива деятельности Формирование познавательных потребностей; Формирование стойких познавательных Интересов Формирование системы знаний и умений на основе самоуправления процессом учения Формирование интеллектуальных умений, связанных с переработкой информации; Формирование умений планировать и контролировать свою деятельность