Информатика в начальной школе 2. Общее знакомство с УМК по информатике и ИКТ для 2-4 классов издательства БИНОМ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Информатика в начальной школе О содержании информатики во 2-м классе и ожидаемые результаты обучения. 1.
Advertisements

Информатика в начальной школе, тема 2 О содержании информатике в 3-м классе и ожидаемые результаты обучения.
Информатика в начальной школе Информатика в начальной школе – первая ступень непрерывного курса информатики со второго по одиннадцатый класс 1.
Новые учебно-методические комплекты по информатике А.А. Кузнецова для 8 – 9 классов.
Горячев А.В. Горячев А.В. Информатика и ИКТ. Мой инструмент – компьютер. 4-й класс. - М.: «Баласс», 2006.«Баласс» Учебник предназначен для школ, имеющих.
« ОСНОВЫ КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАМОТНОСТИ » Программа по курсу.
Цели информатизации начального обучения Формирование ИКТ грамотности детей и функциональной готовности включиться в информационную деятельность в учебной.
Обучение информатике в начальной школе это объективная потребность настоящего времени, очередной шаг в развитии общего образования. Цели обучения информатике.
Информатика в начальной школе Тема 3: «Методика обучения информатике и ИКТ в начальной школе: 4 класс»: 1.
« Основы компьютерной грамотности » Основное направление - общеинтеллектуальное.
Федеральный государственный стандарт начального образования (ФГОС) Курс имеет системообразующий характер, составляет базу начального образования; Главная.
Задание 1 Разработать свой план урока на основе рекомендованного с учетом ожидаемых результатов (ожидаемые результаты не корректируем)
Информатика в начальной школе Подведение итогов. Итоги видеоконференции Мы выяснили, почему информатика в начальной школе есть первая ступень непрерывного.
« Виноградовский урок : цель, содержание, технологии ». Струкова Тамара Николаевна Учитель начальных классов.
Авторы: 1. Моисеенко Элла Анатольевна 2. Чуб Евгений Викторович 3. Клименко Галина Васильевна.
Формирование ИКТ- компетентности в условиях ФГОС.
Информатика в начальной школе Роман Елена Васильевна, учитель МОУ ОСОШ 1.
Технология построения учебного процесса урока информатики в начальной школе.
Использование ЦОР (ЭОР) в преподавании информатики Утянская Е.В. учитель информатики МОУ Гимназия Александрова Т.П. зам. директора по ИКТ МОУ Гимназия.
Смирнова Юлия Алексеевна учитель начальных классов МОУ «Волосовская начальная общеобразовательная школа» образование – среднее специальное учитель начальных.
Транксрипт:

Информатика в начальной школе 2. Общее знакомство с УМК по информатике и ИКТ для 2-4 классов издательства БИНОМ

Концепция обучения информатике в начальной школе Концепция обучения информатике в начальной школе включает в себя и определяет: 1. Соответствие общим принципам и концепции непрерывного обучения информатике в общеобразовательной школе со 2-го по 11-й 2. Цели обучения информатике в начальной школе, в соответствии в Концепцией и со Стандартом 3. Содержание информатики в начальной школе 4. Распределение содержания информатики в начальной по классам 5. Соответствие психологическим особенностям учащегося начальной школы 6. Основные принципы обучения в младших школьников 7. Условия обучения информатике в начальной школе 8. Ожидаемые интеллектуальные результаты обучения 9. Ожидаемые практические результаты обучения 2

Цель обучения информатике в начальной школе Стандарт школьного образования и выше изложенная авторская концепция обучения информатике в начальной школе определяют цель обучения информатике в начальной школе по нашему комплекту: 1. подготовить младшего школьника к восприятию учебных текстов при изучении информатики в основной школе на уровне понимания основных терминов 2. научить детей пользоваться современными средствами ИКТ на уровне начинающего пользователя, то есть на уровне, необходимом при обучении любым предметам в старших классах (оформить доклад/реферат, создать презентацию, найти необходимую информацию в Интернете и пр.) 3. способствовать развитию интеллекта младшего школьника 3

Содержание информатики в начальной школе коротко описывается тремя крупными разделами (содержательными линиями), в соответствии с разработками РАО, адаптированной в соответствии с возрастными и психологическими особенностями младших школьников: 1. Информационные процессы и их автоматизация средствами ИКТ – основообразующая идея учебника для 2-го класса 2. Основы информационного моделирования – основообразующая идея учебника для 3-го класса 3. Основы информационного управления – основообразующая идея учебника для 4-го класса Содержание УМК 2-4 4

Содержание информатики в начальной школе в плакатах 5 Плакаты Плакаты – для визуализации содержания информатики в целом Плакаты желательно повесить на стены класса и использовать на каждом уроке в соответствии с методическими рекомендациями к ним, при подготовке к уроку желательно включать в сценарий урока эпизод работы с плакатами.

Психологические особенности учащегося начальной школы Психологические особенности младшего школьника: 1. Игровая и учебная деятельность без осознания мотивов деятельности являются приоритетными в жизни ребенка 2. Отношение учителя к ребенку, к информатике (любому предмету) и его настрой на доброжелательное руководство развитием детей без постоянной оценки еще не освоенного, но учете освоенного, определяют успешность обучения информатике в начальной школе 3. Ребенок с интересом и легкостью воспринимает информацию и обучается практическим навыкам, если учитель четко понимает, зачем и о чем он сам говорит, и что он сам делает и если ребенок чувствует личную заинтересованность учителя в его развитии 4. Начальная школа – это время активного развития интеллекта школьника и его учебных умений в любом случае, но особенно при включении в число изучаемых дисциплин начального курса информатики. 6

Основные принципы организации обучения информатике в начальной школе Начинать обучение информатике как можно раньше – оптимально – со второго класса. Учить так, чтобы занятия приносили удовольствие, чтобы процесс обучения нравится и вам, и ученикам. Уважать детей вместе с их знанием и незнанием, доверять им, то есть входить в класс с уверенностью, что дети хотят и могут учиться. Создавать доброжелательную атмосферу для обучения. Останавливаться и переходить к новому виду деятельности на уроке прежде, чем школьники сами этого захотят. На каждом уроке вводить новый материал – постоянно создавать ситуацию высокого интеллектуального напряжения. Не проверять знания детей, а вместе с детьми подводить итоги пройденного пути познания. Быть организованным и последовательным и вести урок в высоком темпе. Тщательно готовить сценарий урока и необходимый для этого учебный материал (он в избытке входит в УМК). 7

Обязательные условия общения с детьми в начальной школе Необходимо понимать, что: Информатика, как предмет, и наш УМК, как конкретная реализация содержания предмета, направлены на развитие интеллекта – памяти, логического, образного и деятельностного мышления. Для успешного обучения информатике и развития интеллекта детей в начальной школе необходимо: 1. Любить детей и предмет – только от любимого учителя, которому ребенок доверяет, ему хочется «впустить» учителя в свой внутренний мир и присвоить сказанное им себе, то есть превратить информацию в знания и личностный багаж 2. Развивать интерес к предмету – так как в этом возрасте именно простой интерес есть главная движущая сила восприятия информации и перехода ее из кратковременной в долговременную память Только при наличии этих двух составляющих каждый урок информатики в начальной школе будет способствовать гармоническому развитию личности младшего школьника и развитию его интеллекта!интеллекта 8

Ожидаемый интеллектуальный результат Выпускник начальной школы после изучения информатики со второго по четвертый или с третьего по четвертый классы должен: узнавать объекты информатики в окружающей действительности и называть их имя в терминах информатики («источник информации», «приемник информации», «канал связи», «носитель информации», «средство обработки информации» и т.д.) называть свойства и отношения объекта реальной действительности с точки зрения информационного подхода, что на данном уровне обозначает – описать объект или жизненную ситуацию в терминах информатики создавать простые информационные модели объектов реальной действительности (текст, рисунок, схему, таблицу) на основе личного наблюдения за ними решать простые логические задачи и задачи на необходимость сделать обоснованный выбор и принять осознанное решение

Ожидаемый практический результат Выпускник начальной школы должен освоить элементарные действия: с компьютером: – включить/выключить компьютер, – запустить игру/программу, – открыть/закрыть папку или файл, – создать /удалить файл, скопировать его, сохранить как, – найти нужный документ по имени файла. на компьютере, то есть с его помощью: – создавать/редактировать простые тексты небольшого объема, – создавать/редактировать простую презентацию (до 7 слайдов), – создавать/редактировать таблицу (в текстовом редакторе), – создавать/редактировать рисунок (в одном их графических редакторов), – вставлять в текстовый файл рисунок/фотографию, – прочитать/написать письмо, полученное по электронной почте, отправить/получить письмо по электронной почте, – узнать о погоде, расписание поездов и самолетов через Интернет

Средства достижения целей обучения информатике в начальной школе К средствам достижения целей обучения следует отнести: 1. Слово учителя и его личный пример 2. УМК «Информатика и ИКТ» для 2-4 классов для учащихся 3. Компьютеры (компьютерный класс) для учащихся 4. Набор дополнительных дидактических материалов, в том числе набор из 12-ти плакатов 5. Методические пособия для учителя (для каждого класса) 11

Состав УМК для 2-4 го класса Состав УМК определяют цели обучения, содержание предмета и возрастные особенности младшего школьника. В УМК для каждого класса (2-го, 3-го и 4-го) входят: 1. Учебник – базовая основа УМКУчебник 2. Рабочие тетради по одной для каждого полугодия Рабочие тетради 3. Тетрадь контрольных работ контрольных работ 4. Электронное пособие для ученика Электронное пособие 5. Комплект плакатов для ученика Комплект плакатов

Функции каждого элемента УМК, предназначенного для ученика Важно осознавать функции каждого элемента УМК, чтобы осознанно и целенаправленно использовать каждый из них в соответствии с их назначением: 1. Учебник – базовая основа УМК – предназначен для развития памяти и знаний, важных составляющих интеллекта посредством усвоения фактов («интеллектуальных битов»)Учебник 2. Рабочие тетради – непосредственно предназначены для развития интеллекта школьников*)Рабочие тетради 3. Тетрадь контрольных работ – предназначена для подведения итогов определенного этапа теоретического обучения *),Тетрадь контрольных работ 4. Электронное пособие для ученика – предназначено для развития памяти, а также для развития декларативных и процедурных знаний, то есть – для развития интеллекта, поскольку в процессе работы на компьютере ребенок вынужден активно использовать накопленные в памяти факты и знания, полученные на теоретической части урока или иным непрактическим образом Электронное пособие для ученика 5. Комплект плакатов (таблиц) – предназначен для визуализации конкретных объектов информатики и формирования целостного представления о содержания изучаемого курса информатики Комплект плакатов *) интеллект – это чисто человеческая способность использовать знания, полученные не генетически или в результате личного жизненного опыта, а полученные в результате слушания, смотрения и чтения интеллект **)Но не для контроля знаний, поскольку знания – это лишь часть ожидаемого результата обучения. Выполняя задания в тетради для контрольных работ дети демонстрируют свой интеллект – способность использовать усвоенные факты и полученные знания!

Функции каждого элемента УМК, предназначенного для учителя 1. Методическое пособие для учителя – предназначено для облегчения подготовки к уроку в конкретном классе и для организации обучения конкретных детей с определенным начальным уровнем интеллекта*) 2. Дидактические материалы – предназначены для облегчения подготовки к уроку и создания специальных карточек – интеллектуальных битов. *) Уровень интеллекта IQ можно определить с помощью специальных тестов, если этого захотят дети и их родители, но лучше не определять его в начальной школе по этическим соображениям, ибо наша задача не определять IQ, а развивать интеллект, начиная с того уровня, который имеем здесь и сейчас! Уровень интеллекта Доказано, что основное развитие интеллекта происходит до 5-6 лет, но достаточно интенсивное развитие интеллекта продолжается до лет. При постоянном интеллектуальном напряжении, развитие интеллекта продолжается всю жизнь.развитие интеллекта

Структура учебника В состав УМК для каждого класса (2, 3 и 4-го) входит учебник, как базовая содержательная основа УМК, созданная в соответствии со Стандартом обучения информатике. Структуру учебников определяют: содержание предмета и возрастные особенности учащихся. Учебники в каждом из трех УМК (для 2-го, 3-го и 4-го классов) имеют общую структуру: 1. Введение 2.4 главы (по четвертям обучения) 3. В конце каждой главы учебника новые термины 4. Терминологический словарь

Структура каждого параграфа в учебниках Параграфы в каждом из трех УМК (для 2-го, 3-го и 4-го классов) имеют общую структуру, отражающую деятельностный ряд всех учебников по информатике для 2-11 классов: «понимать знать уметь применять» 1. понимать тексты и рисунки на тему урока 2. знать рубрика «Теперь мы знаем» 3. знать вопросы на повторение 4. уметь «Выполни упражнения в рабочей тетради» 5. применять «Выполни упражнения на компьютере» ! Строго соблюдаемая структура каждого параграфа в каждом из трех учебников УМК косвенно формирует системное и структурное мышление школьника, что чрезвычайно важно для развития интеллекта детей.

Рабочие тетради Рабочие тетради предназначены для работы головой и руками на бумаге. Во время работы в рабочей тетради происходит: 1. Закрепление пройденного теоретического материала в процессе выполнения заданий (ребенок пропускает теорию через себя, читая задание и выполняя его) 2. Развитие тактильных навыков и мелкой моторики руки, что непосредственно влияет на развитие двигательного интеллекта школьников – важной составляющей общего интеллекта 3. Развитие общего интеллекта за счет постоянного интеллектуального напряжения и освоения средств и методов работы с информацией, за счет необходимости работать с различными формами представления информации и реализации постоянной необходимости преобразовывать информацию из одной формы в другую. 17

Контрольные работы для второго класса В каждой рабочей тетради – вкладыш для контрольных работ в двух вариантах по одной контрольной в четверть и одна годовая контрольная. Контрольные для компьютерного практикума предусмотрены в диске для второго класса. В отличие от заданий и упражнений к уроку, которые можно выполнять в любом порядке и делать неоднократные попытки выполнить упражнение снова и снова до полного его освоения, в контрольных работах предусмотрено только последовательное выполнение все «связанных» между собой заданий с автоматическим подсчетом верно и неверно выполненных и выставлением соответствующих баллов. Особенностью работы на компьютере с помощью диска является перераспределение внимания между освоением компьютера и закреплением дважды пройденного теоретического материала: по учебнику и в рабочих тетрадях. Без особой теоретической нагрузки, ребенок с интересом выполняет упражнения, косвенно осваивая компьютер, как инструмент. 18

Электронное пособие для 2-го класса и ЦОР Для второго класса существует два варианта электронной поддержки: 1. Электронное пособие на диске 2. Цифровые образовательные ресурсы в сети интернет Электронное пособие для второго класса на диске содержит разнообразные виды заданий, клавиатурный тренажер и тренажер мыши, развивающие упражнения и развивающие игры. Все задания и упражнения связаны между собой логикой и последовательностью предъявления содержания в учебнике. Иерархическая структура диска позволяет легко ориентироваться в его ресурсах. Работа с диском способствует развитию интеллекта и системного мышления школьников. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) отличается от электронного пособия на диске в том, что состоит из набора не связанных между собой заданий, тренажеров, упражнений, игр и так далее, размещенных на сайте … в сети Интернет и учитель может скачивать и использовать их при подготовке к уроку и на уроке. 19

Таким образом: Обучение информатике в начальной школе – это пропедевтический курс, первая ступень изучения нового предмета на уровне освоения его языка и смысла терминов, первичное освоение компьютера и работы на компьютере. Следовательно необходимо и достаточно, если на уроках информатики школьники: получат первичные научные представления об информатике на основе активизации их знаний и личного опыта сбора, хранения, передачи и обработки информации научатся видеть объекты информатики в разных жизненных ситуациях и описывать их с использованием терминов информатики научатся приводить примеры использования информации в жизни человека, в том числе из собственной жизни, активно используя термины информатики в своей устной и письменной речи научатся использовать компьютер для решения простых информационных задач: поиска информации, ее хранения, преобразования и передачи средствами современных информационных технологий Шестой слайд 20