Пространство поэзии второй половины XX века 1. « Лирический взрыв» и поэзия шестидесятников (Е.Евтушенко, А.Вознесенский, Р.Рождественский) 2. «Тихая лирика» семидесятых (лирика Н.Рубцова) 3. Поэзия андеграунда («Лианозовская школа» ) 4. Философская лирика (А. Жигулин, Ю. Кузнецов, Н.Заболоцкий) 5. Авторская песня. Классики «магнитофон-из дата» (Б.Окуджава, А.Галич, В.Высоцкий, В.Цой и др.) 7. Неоакмеизм в поэзии (А.Тарковский, Д.Самойлов) 8. Поэзия конца века. Постмодернизм. (на примере творчества И.Бродского)
Задачи: не «потопить» в обилии новых имен и сложной терминологии; ограничиться двумя терминами и тремя-четырьмя именами поэтов; пунктирно обозначить основные тенденции развития новейшей поэзии; указать смысловые доминанты сегодняшнего поэтического пространства.
«Лирический взрыв» и поэзия шестидесятников «Поэтический бум» шестидесятых. Эстрадная поэзия («громкая»). Стихи Е. Евтушенко, А. Вознесенского, Р. Рождественского, Б. Ахмадулиной «И голосом ломавшимся моим Ломавшееся время закричало» Е. Евтушенко.
Особенности «громкой» лирики Правдивость, экспрессивность, «оголенность» чувств, близость к традициям В. Маяковского. «Громкая» («эстрадная») поэзия как выражение взрывных интонаций «оттепели». Публицистический и гражданский пафос стихов. Отражение главных исторических событий времени. Выступления «громких» поэтов на открытии памятника В. Маяковскому в Москве (1958 г.); поэтические вечера в Политехническом и Лужниках. Массовая любовь народа к стихам.
Индивидуальность эстрадных лириков Самовыражение и исповедальность в лирике Е. Евтушенко. Риторичность и монологичность стихов Р. Рождественского. Приметы НТР и образы старины в метафорах А. Вознесенского. Своеобразие лирической интонации Б. Ахмадулиной.
Е. Евтушенко главный агитатор, поэтический лидер шестидесятников «Гражданственность- талант нелегкий» АГИТАЦИОННОСТЬ ЭГОЦЕНТРИЗМ критика обычаев ритуалов советской эпохи
Идейно-нравственный кодекс поэта О ПОЭЗИИ «Она совсем не понуканье, а добровольная война. Она – большое пониманье и доблесть высшая она» «Молитва перед поэмой» (пролог к поэме «Братская ГЭС») «Поэт в России – больше, чем поэт. В ней суждено поэтами рождаться Лишь тем, в ком бродит гордый дух Гражданства, кому уюта нет, покоя нет».
Гражданская лирика Вершинные явления о событиях общественной жизни: «Бабий Яр» (1961) «Наследники Сталина» (1962) «Письмо Есенину» (1965) «Танки идут по Праге» (1968), «Афганский муравей» (1983) «Прощание с красным флагом» (1992) «Пустые качели» (1994) «Школа в Беслане». «Хотят ли русские войны…»
слова Е. Евтушенко, музыка Э. Колмановского Хотят ли русские войны? Спросите вы у тишины Над ширью пашен и полей И у берёз и тополей. Спросите вы у тех солдат, Что под берёзами лежат, И вам ответят их сыны, Хотят ли русские, Хотят ли русские, Хотят ли русские войны! Не только за свою страну Солдаты гибли в ту войну, А чтобы люди всей земли Спокойно ночью спать могли. Спросите тех, кто воевал, Кто вас на Эльбе обнимал, - Мы этой памяти верны, - Хотят ли русские, Хотят ли русские, Хотят ли русские войны! Да, мы умеем воевать, Но не хотим, чтобы опять Солдаты падали в бою На землю горькую свою. Спросите вы у матерей, Спросите у жены моей, И вы тогда понять должны – Хотят ли русские, Хотят ли русские, Хотят ли русские войны!
Граждане, послушайте меня! « Моя фамилия - Россия, псевдоним- Евгений Евтушенко»
Интимная лирика Лучшие сборники Е. Евтушенко о любви «Со мною вот что происходит…» «Любимая, спи…» «Идут белые снеги» «Но прежде чем…» «Не исчезай» «Ольховая серёжка» «Медленная любовь» «Лирика» «Последняя попытка» «Нет лет» «Моё самое-самое» «Поздние слёзы» «Краденые яблоки» «Избранная лирика».
А любовь к родине – это что? Понимаете, родина – тоже живое существо. Она состоит из женщин, детей, людей, которых мы встретили в жизни. Родина – это не набор политических лозунгов и фраз. Любовь к родине – это не любовь к политической системе. Это даже не любовь к природе, но прежде всего это люди. Не сотвори из родины кумира /Но и не рвись в поводыри. / Спасибо, что она тебя вскормила, / Но на коленях не благодари. / Она сама во многом виновата / И все мы вместе виноваты с ней / Обожествлять Россию пошловато / Но презирать ее еще пошлей. Конечно, какой-нибудь лицемер скажет: «Как это можно: родина тоже во многом виновата ?» Но родина – это ведь мы с вами! И мы должны за все отвечать, причем и за то, что было в прошлом, и за то, что сейчас. И только тогда у нас возникнет ответственность за будущее…
Достижения Евгений Александрович Евтушенко – почётный член Американской академии искусств, почётный член Академии изящных искусств в Малаге, действительный член Европейской академии искусств и наук. За поэму «Мама и нейтронная бомба» удостоен Государственной премии СССР (1984). Лауреат премий им. Т. Табидзе (Грузия), Я. Райниса (Латвия), Фреджене-81, Золотой лев Венеции, Энтурия, премии города Триада (Италия), международной премии «Академии Симба», престижной литературной премии «Гринцане Кавур»(2005, Италия, Турин) – «за способность донести вечные темы средствами литературы, особенно до молодого поколения». Лауреат премии Академии российского телевидения «Тэффи» за лучшую просветительскую программу «Поэт в России – больше, чем поэт» (1998), премии им. Уолта Уитмена (США). Награждён орденами и медалями СССР, почётной медалью Советского фонда мира, американской медалью Свободы за деятельность по защите прав человека, специальным знаком за заслуги Йельского университета (1999). Роман «Не умирай прежде смерти» был признан лучшим иностранным романом 1995 года в Италии. За литературные достижения в ноябре 2002 года Е. Евтушенко присуждена интернациональная премия Aquila (Италия), В декабре того же года он награждён золотой медалью «Люмьеры» за выдающийся вклад в культуру ХХ века и популяризацию российского кино.
Хрестоматия учителя «Хотят ли русские войны?» «Метаморфозы» «Давайте, мальчики!»
Метаморфозы ВЕСНА жизни Детство это село Краснощеково, Несмышленово, Всеизлазово, Скок-Поскоково, чуть Жестоково, но Беззлобнино, но Чистоглазово.
Метаморфозы ЛЕТО жизни Юность это село Надеждино, Нараспашкино, Обольщаньино, ну а если немножко Невеждино, все равно оно Обещаньино.
Метаморфозы Зрелость это село Разделово: либо Схваткино, либо Пряткино, либо Трусово, либо Смелово, либо Кривдино, либо Правдино. ОСЕНЬ жизни
Е.Евтушенко Метаморфозы Старость это село Усталово, Понимаево, Неупреково, Забывалово, Зарасталово и не дай нам Бог Одиноково. ЗИМА жизни
Новому поколению Е. Евтушенко « ДАВАЙТЕ, МАЛЬЧИКИ!» «Я был жесток. Я резко обличал, о собственных ошибках не печалясь. Казалось мне - людей я обучал, как надо жить, и люди обучались. Но - стал прощать...» Николай Грибачев «НЕТ, МАЛЬЧИКИ!» «Порой мальчишки бродят на Руси, Расхристанные, господи, спаси!.. Мы и за вас ведем сегодня бой, Чтоб вас теченьем книзу не сносило, Чтоб вас могла любить и понимать Она сама…» Роберт Рождественский «ДА, МАЛЬЧИКИ!» «Мы – виноваты Виноваты очень… Да, мальчики, выходим в путь негладкий! Боритесь с ложью! Стойте на своем! Ведь вы не ошибетесь в самом главном. В том флаге, под которым мы живем! »
« Зачем мне все это? Какая польза? Ответ выпускнику 2011 Стихи – стихия времени, истории, жизни. Кто был прав, кто неправ в том давнем споре – решайте сами. Благо, сейчас это можно сделать отстраненно – ни страны, ни флага уже нет. И Грибачев, и Рождественский, кстати, ее смерть (1991 ) увидели, но пережили ненадолго – умерли в 1992-м и 1994-м соответственно. А Евтушенко(род. в 1933) в 1991-м, заключив контракт с университетом в г. Талса, штат Оклахома, уехал с семьёй преподавать в США, где и проживает в настоящее время. «Поэт в России – больше, чем поэт». «Лирик ничего не дает людям. Но люди приходят и берут» (А.Блок)
Благотворительная акция ко Дню Победы диск в подарок ветеранам Напечатал 50 тысяч «пластинок» (писатель настаивает именно на таком названии) и разослал в разные города России, Прибалтики, Чехии, Германии, Беларуси. Хотя, как признается инициатор акции, усилиями активистов на местах общий тираж уже перевалил за 200 тысяч экземпляров.
« Поэт величина неизменная» И.Бродский Пока поэзия существует, она многими может не замечаться, но если ее нет «люди задыхаются».
Пространство поэзии второй половины XX века 1. «Лирический взрыв» и поэзия шестидесятников (Е.Евтушенко, А.Вознесенский, Р.Рождественский) 2. «Тихая лирика» семидесятых (лирика Н.Рубцова) 3. Поэзия андеграунда («Лианозовская школа» ) 4. Философская лирика (А. Жигулин, Ю. Кузнецов, Н.Заболоцкий) 5. Авторская песня. Классики «магнитофон- из дата» (Б.Окуджава, А.Галич, В.Высоцкий и др.) 7. Неоакмеизм в поэзии (А.Тарковский, Д.Самойлов) 8. Поэзия конца века. Постмодернизм. (на примере творчества И.Бродского)
Домашнее задание Один поэт (по жребию – 2 ученика) Б. Ахмадулина, И.Бродский, А.Жигулин, Ю. Кузнецов, Н.Заболоцкий, А.Тарковский, Д.Самойлов Составитель хрестоматии. Визитная карточка 1. Биографическая справка (с учетом основных тем и мотивов творчества, эволюция поэта) 2. Какие прочитали произведения (лучшие 3 из них), отражающие суть творческой манеры данного поэта. 3. Поиск эпиграфов и ключевых слов (цитат) 4. Самое лучшее из них (его особенности) 5. Выразительное чтение (наизусть или с листа) 6. Подбор музыкального (художественного) оформления.