Урок – семинар «Разговорный стиль речи» урок русского языка в 11 классе Составила: Климова Александра Владимировна, учитель русского языка и литературы,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
РАЗГОВОРНЫЙ СТИЛЬ РЕЧИ Урок - лекция МОУ Суйгинская СОШ учитель русского языка Минеева И.А.
Advertisements

Русский язык и разговорная речь. Культура речи. Т.Б. Фрик, Т.Б. Фрик, доцент каф. РЯЛ доцент каф. РЯЛ.
По каким особенностям выделяют стили речи? По каким особенностям выделяют стили речи? Какие стили русского языка вы знаете? Научный, официально – деловой,
Функциональные стили речи исторически сложившаяся система речевых средств, используемых в той или иной сфере человеческого общения ; разновидность литературного.
Содержание Литературный язык Научный стиль Официально-деловой стиль Публицистический стиль Язык художественной литературы Разговорная речь Стилистическая.
Тема урока: Текст. Тема текста. Цели урока: дать понятие – основные признаки текста; повторить понятия: тема, главная мысль, микротема; формировать умение.
Научный стиль Научный стиль стиль научных сообщений. Сфера использования этого стиля наука и научные журналы, адресатами текстовых сообщений могут выступать.
Основы стилистики. Стилистика - раздел языкознания, изучающий различные стили (стили языка, стили речи, жанровые стили, индивидуальный стиль автора и.
СТИЛИ РЕЧИ Презентация преподавателя русского языка Ситчихиной Елены Михайловны.
Материал подготовил Алимбай Курмет Имашулы Студент 3 курса Университета Алматы.
Существует 5 функциональных стилей: Научный значение состоит в том, чтобы дать точное и ясное представление о научных понятиях (например, терминологическая.
Тема урока: Текст. Тема текста. Цели урока: дать понятие – основные признаки текста; повторить понятия: тема, главная мысль, микротема; формировать умение.
Сфера употребления художественного стиля Язык художественной литературы: стиль писателя Стиль литературного направления Задача речи Эстетическая Создание.
Сочинение на лингвистическую тему. Цель проверки – умеет ли ученик видеть языковые явления в тексте, определять их специфику, роль и связь с позицией.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ 9 КЛАСС. ГИА-9.
Изучение стилистики на уроках русского языка в старших классах.
Художественный стиль. находит применение в художественной литературе, которая выполняет образно- познавательную и идейно-эстетическую функцию.находит.
Стили речи русского языка Назаренко Оксана Вячеславовна, канд. филол. наук, преподаватель кафедры гуманитарных и экономических дисциплин.
Функциональные стили речи. Функциональные стили речи : Исторически сложившаяся система речевых средств, используемых в той или иной сфере человеческого.
9. Функциональные стили современного русского литературного языка Разделяй и властвуй.
Транксрипт:

Урок – семинар «Разговорный стиль речи» урок русского языка в 11 классе Составила: Климова Александра Владимировна, учитель русского языка и литературы, МАОУ «СОШ 20»

Цели урока: обобщить и углубить знание по теме «Разговорный стиль речи»; выработать умение анализировать особенности и колорит устно-разговорной речи; воспитывать любовь к русскому языку, стремление к совершенствованию своей речевой практики.

План урока-семинара 1. Характеристика особенностей разговорного стиля. 2. Звуковая сторона речи разговорного стиля. 3. Лексика разговорного стиля. 4. Словообразовательные особенности разговорного стиля. 5. Синтаксис разговорной речи.

Разговорный стиль речи Разговорный стиль выполняет основную функцию языка – функцию общения, его назначение – непосредственная передача информации преимущественно в устной форме (исключение составляют частные письма, записки, дневниковые записи). Языковые черты разговорного стиля определяют особые условия его функционирования: неофициальность, непринужденность и экспрессивность речевого общения, отсутствие предварительного отбора языковых средств, автоматизм речи, обыденность содержания и диалогическая форма.

Группа 1. Характеристика особенностей разговорного стиля Устная речь характеризуется особыми признаками: 1) отсутствие предварительного обдумывания высказывания и отбора языкового материала; 2) непосредственность речевого общения между участниками; 3) непринужденность речевого акта, отсутствие официальности в отношениях между говорящими.

Группа 2. Звуковая сторона речи разговорного стиля В разговорном стиле, для которого устная форма является исконной, важнейшую роль играет звуковая сторона речи, и прежде всего интонация: именно она создает впечатление разговорности. Непринужденная речь отличается резкими повышениями и понижениями тона, удлинением, «растягиванием» гласных, скандированием слогов, паузами, изменениями темпа речи.

Группа 3. Лексика разговорного стиля Лексика разговорного стиля делится на две большие группы: 1. Общеупотребительные слова (день, работать, рано, хороший); 2. Разговорные слова (картошка, читалка, примоститься).

Группа 4. Словообразовательные особенности разговорного стиля Словообразование разговорной речи характеризуют черты, обусловленные ее экспрессивностью и оценочностью: здесь употребительны суффиксы субъективной оценки со значениями ласкательности, неодобрения, увеличитель насти и др., а также суффиксы с функциональной окраской разговорности,

Группа 5. Синтаксис разговорной речи Черты разговорного синтаксиса: - Употребление местоимения, дублирующего подлежащее. - Вынесение в начало предложения важного по смыслу слова из придаточной части. - Употребление слов – предложений - Использование вставных конструкций, вносящих добавочные, дополнительные сведения, поясняющих главное сообщение - Активность вводных слов: может быть, кажется, к счастью, как говорится, так сказать, скажем так, знаете. - Широкое распространение лексических повторов: так- так, вот-вот, далеко-далеко, быстро-быстро и т.п.

Тренировочные упражнения Группа 1 – упр Выписать фразеологизмы, относящиеся к разговорному стилю. Группа 2 – упр Выписать слова, относящиеся к разговорному стилю. Группа 3, 4 - упр Выписать из отрывка повести А.С.Пушкина «Барышня-крестьянка» разговорные и просторечные слова. Группа 5 – упр. 479.

Тренировочные упражнения - Замените приводимые ниже предложения синонимическими разговорными конструкциями. Вариант 1. Пытаясь информировать каждого человека о достоинствах науки, популяризаторы, с одной стороны, выполняют благородную задачу, с другой стороны – порождают опасное ощущение благополучия. Вариант 2. Заинтересовавшись историей инквизиции, я выучил испанский язык.

Итог урока Разговорный стиль в большей степени, чем все другие стили, обладает ярким своеобразием языковых черт, выходящих за рамки нормированного литературного языка. Он может служить убедительным доказательством того, что стилистическая норма принципиально отличается от литературной.