Базовые навыки
Шесть базовых навыков, связанные с развитием интеллекта Выделенные красным – это те навыки, которые мы целенаправленно развиваем на уроках информатики, если обучаем детей по нашему УМК. Двигательными (ходьба – практически нет). Языковыми (разговор – активно осваиваем язык информатики). Мануальными (письмо – в малой мере и компьютерный набор текстов, с работа мышью). Визуальными (чтение и наблюдение – работа с экранными объектами). Слуховыми (прослушивание и понимание – работа с мультимедиа). Тактильными (ощущение и понимание – в малой мере ). Чем лучше изначально развиты эти навыки, тем больше успехов в обучении вообще. Чем большее влияние мы оказываем на развитие этих базовых навыков средствами нашего предмета, тем более мы влияем на успехи в обучении вообще 2
Моторные и сенсорные способности Существует шесть функций головного мозга, благодаря которым человек является Человеком. Моторные способности (функции) это: Ходьба, бег, прыжки в вертикальном положении, при котором противоположные конечности движутся вместе (правая рука, левая нога - левая рука, правая нога). Речь, в виде искусственно придуманного, символического звукового языка, основанного на определенных соглашениях. Письмо, в виде искусственно придуманного, символического визуального языка, основанного на определенных соглашениях. Моторные способности основаны на трех уникальных сенсорных способностях. 3
Моторные и сенсорные способности Существует шесть функций головного мозга, благодаря которым человек является Человеком. Сенсорные способности это: Зрение, благодаря которому мы можем читать письмена придуманного, символического, визуального языка, основанного на определенных соглашениях. Слух, благодаря которому мы можем понимать звуки символического, звукового языка, основанного на определенных соглашениях. Ощущение, благодаря которому мы способны идентифицировать объекты, не прибегая для этого к помощи зрения, вкуса или запаха. 4
Шесть базовых навыков, связанные с развитием интеллекта Ребенок приходит в школу с развитыми в той или иной степени шестью базовыми навыками: Двигательными (ходьба) Языковыми (разговор) Мануальными (письмо) Визуальными (чтение и наблюдение) Слуховыми (прослушивание и понимание) Тактильными (ощущение и понимание) Чем лучше изначально развиты эти навыки, тем больше успехов в обучении вообще. Чем большее влияние мы оказываем на развитие этих базовых навыков средствами нашего предмета, тем более мы влияем на успехи в обучении вообще. 5
Включайте в урок эпизод письма и рисования «от руки» Письмо и рисование - это настолько важные человеческие функции, что они заслуживают отдельной лекции. Дети должны знать, что для того, чтобы они могли научиться хорошо писать и рисовать, их мозг должен отвечать двум основным требованиям: Во-первых, чтобы писать разборчиво или рисовать, их мозг должен контролировать движения кончика пера и руки. Этот контроль невозможен без хорошо развитой функции мозга. Развивая мануальные навыки, автоматически развиваются функции мозга. Во-вторых, при письме и рисовании необходимо визуально следить за движениями пера (карандаша), а это связано с развитием конвергенции зрения. Если ребенок имел возможность много ползать в раннем детстве, то он обычно различает самые тонкие движения своего пера или карандаша по бумаге. Благодаря двум этим способностям, дети имеют возможность научиться писать. Создание текстов в начальной школе путем печатания с помощью клавиатуры замедляет развитие интеллекта младших школьников! 6
Мы уже установили, что глаз видит, но не понимает того, что он видит; ухо слышит, но не понимает того, что оно слышит. Процесс понимания протекает только в мозгу. Когда ухо улавливает произнесенное слово или предложение, то звуки разлагаются им на целый ряд электрохимических импульсов, посылаемых в мозг. Он воссоединяет эти импульсы и воспринимает их в терминах "смысл" или "значение". То же самое происходит и тогда, когда глаз видит написанное слово. Глаз видит, но не понимает, мозг не видит, но понимает. Оба окончания - зрительное и слуховое - проходят через мозг, который интерпретирует получаемую информацию. Если бы по какой- либо причине ребенок должен был обладать только одним навыком, то таким навыком, без сомнения, должно было стать умение читать. Этот навык лежит в основе всех других видов формального, стандартного обучения и большей части неформального. 7
Языковые навыки VII Полный словарный запас и правильная структура предложений VI Словарь в 2000 слов и короткие предложения V Словарь размером от 10 до 25 слов и два коротких словосочетания IV Пара общеупотребительных слов, используемых случайно и бессмысленно III Издавание осмысленных звуков II Крик в ответ на угрозу жизни I Плач новорожденного 8
Тактильные навыки VII Тактильная идентификация предметов Развитая экспрессия VI Способность определить свойства предметов с помощью ощущения Первобытная экспрессия V Способность различать сходные объекты с помощью ощущения Ранняя экспрессия IV Осознание с помощью ощущения, что у объектов, казавшихся плоскими, существует и третье измерение Начальная экспрессия III Оценка познавательных ощущений Выразительная реакция II Восприятие жизненно важных ощущений Оживленная реакция I Рефлекс Бабинского Рефлективная реакция 9
Слуховые (аудиторные) навыки VII Понимание на основе полного словарного запаса и правильного построения предложений Развитая экспрессия VI Понимание 2000 слов и простых предложений Первобытная экспрессия V Понимание от 10 до 25 слов и нескольких словосочетаний Ранняя экспрессия IV Понимание двух общеупотребительных слов Начальная экспрессия III Оценка и понимание осмысленных звуков Выразительная реакция II Живая реакция на угрожающие звуки Оживленная реакция I Рефлекс испуга Рефлективная реакция 10
Зрительные (визуальные) навыки VII Чтение и полное понимание прочитанного Развитая экспрессия VI Идентификация визуальных символов и букв в рамках ранее приобретенных знаний Первобытная экспрессия V Различение сходных визуальных символов Ранняя экспрессия IV Способность свести взгляд в одну точку, в результате чего возникает простое восприятие глубины Начальная экспрессия III Умение оценить детали входящие в состав какой-то конфигурации Выразительная реакция II Восприятие контура Оживленная реакция I Световой рефлекс Рефлективная реакция 11