Урок русского языка в 3 классе Работу выполнила: учитель начальных классов МОУ «Тверская гимназия 10» Антонова С ветлана В асильевна.
Цель урока: познакомить учащихся с новым грамматическим признаком имени существительного. Задачи урока: обобщить знания учащихся о грамматических признаках имени существительного; закрепить умения учащихся определять склонение имён существительных, задавать вопросы; сформировать у учащихся понятие падежа имени существительного; сформировать алгоритм определения падежа у имени существительного; развивать у учащихся память, внимание, логическое мышление, устную речь; развивать умение работать в паре, в малой группе, формулировать выводы, доказывать свою точку зрения; воспитывать в учащихся уважение к одноклассникам, дружелюбие.
Ход урока 1. Организационный момент. 2. Повторение пройденного материала. Сообщение темы урока. 3. Изучение нового материала. 4. Итог урока. Домашнее задание.
Грамматические признаки имён существительных 1.Одушевлённое / неодушевлённое 2. Собственное / нарицательное 3. Число 4. Род Именительный падеж кто? что? Родительный падеж кого? чего? Дательный падеж кому? чему? Винительный падеж кого? что? Творительный падеж кем? чем? Предложный падеж о ком? о чём? Как определить падеж имени существительного 1. Найти слово, от которого можно задать вопрос к имени существительному. 2. Задать вопрос к имени существительному. 3. По вопросу и вспомогательному слову определить падеж.
Задание для малых групп: 1 группа: разделить слова на 2 группы – одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. 2 группа: разделить слова на 2 группы – собственные и нарицательные. 3 группа: разделить слова на 3 группы в зависимости от числа имён существительных. 4 группа: разделить слова на 4 группы в зависимости от рода имён существительных. Предлагаются следующие слова: вьюга царевич Франция Снегурочка ножницы сливки Рождество цыган
Вид работы: сравнение, анализ материала, обобщение. На доске: зимовать зима зима до зимы зимний зимой зимовка зимой зимушка о зиме перезимовать зиму Вопросы: Что объединяет слова каждой группы? Чем различаются родственные слова? Чем различаются формы одного и того же слова? Какая часть слова помогает изменить форму слова?
Работа с деформированным текстом С друг можно разделить и радость и беда. Человек создан для счастье, как птица для полёт. Правда в огонь не горит и в вода не тонет. С друг можно разделить и радость и беда. Человек создан для счастье, как птица для полёт. Правда в огонь не горит и в вода не тонет. Задание: - Придумайте задание к данному упражнению.
Физкультминутка Учитель показывает детям на карточках следующие слова: от реки, под мостом, к деревне, за хлебом, до поворота, по берегу, из школы, к финишу, с цветами. Дети мысленно задают вопрос от слова «бежать» с слову на карточке. Если слово отвечает на вопрос «чему?», учащиеся кивают головой, если слово отвечает на вопрос «чем?» - поднимают плечи, если слово отвечает на вопрос «чего?» - моргают глазами. На доске рисунок – подсказка.
Работа с учебником При выполнении упражнения у учащихся получилась следующая запись: Упражнение 362
Работа со статьёй учебника Учащиеся самостоятельно читают статью учебника, отмечают главное. Вопросы: 1. Чему соответствуют шесть полученных в упражнении вопросов? 2. Из какого языка пришло слово «падеж»? 3. Кто впервые подметил, что у имён существительных есть начальная форма? 4. Что можно сказать о начальной форме? 5. Как называются формы, которые отклоняются от основной (начальной) формы? 6. Как называется изменение имён существительных по падежам? 7. Какой грамматический признак надо добавить?
Таблица - памятка падеж Вспомогательное слово вопросы 1 скл.2 скл.3 скл. Именительныйестькто? что?землеяяиия Родительныйнеткого? чего?землеяяии_ Дательныйдатькому? чему?землеяяии_ Винительныйвинитького? что?землеяяии_ Творительныйтворитькем? чем?землеяяии_ Предложныйдуматьо ком? о чём?о землеяяии_ Данная таблица будет заполняться постепенно на протяжении изучения темы «Безударные окончания имён существительных».
Упражнение в определении падежа имён существительных Задание: определить падеж у выделенных имён существительных. Зима завалила город пушистым снегом. С верхушки старого дерева сорвалась птица. Посыпался серебристый иней. Он белой пылью сел на куст сирени. Чтобы выполнить данное задание, дети составляют алгоритм определения падежа у имён существительных.
Итог урока. Домашнее задание. Итогом урока послужила работа с 363. Задания разбираются в парах. Затем работа проверяется коллективно.