Ященко И.В. проректор, зав. Кафедрой математики ФИПИ Выступление на семинаре в г. Оренбурге
Благосостояние и будущее нашего государства зависит не только от того, на сколько мы обучаем наших детей в целом, но именно от того, на сколько хорошо мы обучаем их математике и естественным наукам. Российское математическое образование является лучшим в мире. США: В России есть дешевая нефть, хорошие хоккеисты и математики! Современные тенденции развития математического образования: - смещение акцентов с «непрерывного» на дискретное - рост роли практических навыков (с акцентом на оценку и прикидку, логику перебора и принятие решений) - информационные технологии.
Проще всего научить человека работать по формуле F=ma, где известны m, a. В ЕГЭ 2010 года все практические задания связаны с реальной жизнью. Все реально и с жизненным здравым смыслом! Важно, что хотя бы часть вопросов ребенок мог прикинуть и вычислить, опираясь на реальный жизненный опыт.
Основные принципы: - соответствие задачам экзамена (ГИА, отбор в ВУЗы); - соответствие стандарту средней школы 2004 года; - проверка всех требований стандарта 2004 года; - соответствие традициям преподавания математики - реалистичность - соответствие задачам, которые ставит перед школой общество.
Апробация Апробация проходила в 10 регионах страны (более учащихся) в мае 2009 года. В экзамен вошли только те задания, которые получили более положительные результаты при апробации. Примерный порог «3» - ожидается не менее 5 правильно решенных задач. Хотя, Росс ОбрНадзор после экзамена будет принимать свое окончательное решение.
Рекомендации для учителей при подготовке учащихся: - поднимайте вероятность выполнения правильных заданий (у слабых учащихся с 70% до 90%, чем с 10% до 30%; у сильных с 10% до 30%); - не нужно повторять всю часть «С»: решайте С1, С2, реже С3, С4, совсем редко С5 и С6. «В12» - «общая боль», сводящаяся к квадратному уравнению С4 имеет существенный геометрический компонент, в ней нужно рассмотреть несколько случаев. С6 задача с параметрами по школьной тематике, но повышенного уровня. Для ее решения не нужны специальные методы и теоремы! Мы рассчитываем, что к заданию С6 приступят около учащихся, а выполнят 200 – 300.
Для решения заданий с параметрами используйте литературу авторов: Дорофеев, Потапов, Ткачук По заданиям части «В» существует открытый банк заданий, различные рабочие тетради. Их можно приобретать в магазинах и заказывать в интернет магазине «Математическая книга». По заданиям части «С» таких банков и тетрадей не может быть. Правильное решение В1 – В12 позволит набрать баллов, Без С5 – до 85 баллов, Без С4 - С %. Часть «В» будет пропуском в некоторые ВУЗы. Например, в Москве в прошлом году было достаточно 45 баллов для поступления на математическое отделение.
В вечерней школе ЕГЭ не отменят. Исключение – состояние здоровья (щадящий режим). Идет обсуждение сдачи экзамена ЕГЭ на двух уровнях: базовый (сдача в апреле, сдал – иди в июне сдавай профильный, не сдал – есть месяц для переподготовки и повторная сдача) и профильный. Но это в перспективе! При подготовке к экзаменам используйте материалы с сайтов: