Портфолио нечто большее, чем просто папка работ учащихся; это спланированная заранее индивидуальная подборка достижений школьника, которые демонстрируют его усилие, прогресс в определенной области.
Функции портфолио диагностическая – фиксирует изменение и рост за определенный период времени; диагностическая – фиксирует изменение и рост за определенный период времени; целеполагания – поддерживает учебные цели; целеполагания – поддерживает учебные цели; содержательная – демонстрирует стиль учения свойственный учащемуся; содержательная – демонстрирует стиль учения свойственный учащемуся; развивающая – отражает динамику развития учащегося; обеспечивает непрерывность процесса обучения от года к году; развивающая – отражает динамику развития учащегося; обеспечивает непрерывность процесса обучения от года к году; рефлексивная – помогает школьнику проводить рефлексию собственной учебной деятельности. рефлексивная – помогает школьнику проводить рефлексию собственной учебной деятельности.
Алгоритм деятельности ученика Алгоритм деятельности ученика Постановка и осознание целей работы Работа по сбору материала по разделам языкового портфеля Анализ и коррекция пройденного собственного учебного пути Осуществление самооценки результатов личной учебной деятельности Проектирование дальнейшего образования и жизненной стратегии Ознакомление со структурой и значением языкового портфеля
Алгоритм деятельности учителя Знакомит ученика и его родителей с понятием, целью, структурой портфолио Диагностирует ученика с целью определения уровня его интеллектуального развития, общеучебных умений и навыков Консультирует ученика на разных этапах процесса саморазвития Предлагает ориентировочную тематику творческих работ, проводит собеседование, инструктаж Проектирует учебный процесс, создает ситуацию успеха Наблюдает, обобщает результаты
Виды портфолио –«Собственно портфолио » или или Языковой портфель Языковой портфель –«Тематический портфолио»
Структура языкового портфеля Визитная карточка Динамика роста Копилка юного филолога Рабочие материалы Мои достижения Официальные документы Социальная практика
Визитная карточка автор портфолио имеет возможность представить себя любым доступным для этого способом.
Копилка юного филолога Раздел, содержащий любую информацию, которую собирает ученик. Здесь могут находиться словарные и энциклопедические статьи, информационные материалы, полученные от учителя. Может состоять из рубрик: Справочный материал; Справочный материал; Информация; Информация; Памятки. Памятки.
Рабочие материалы Раздел, включающий материалы, которые были использованы учеником в процессе подготовки и выполнения тех или иных заданий.
Мои достижения Раздел содержит работы, которые, по мнению автора портфолио, демонстрирует его прогресс в обучении. Примерный перечень творческих работ: Проектные работы; Проектные работы; Исследовательские работы; Исследовательские работы; Рефераты, коллажи; и т.д. Рефераты, коллажи; и т.д.
Официальные документы В этом разделе помещаются все имеющиеся у учащегося сертифицированные документы. Это могут быть грамоты, похвальные листы, дипломы.
Социальная практика В этом разделе представлены сведения о занятиях в кружках, факультативах, секциях, об участии в олимпиадах, конкурсах, соревнованиях; о занятиях в учреждениях дополнительного образования.
Вывод В процессе учебной работы, организованной с использованием портфолио, создаются условия, позволяющие индивидуализировать процесс обучения, а также, на наш взгляд, портфолио является важным инструментом в реализации идеи профильности старшей школы.