Урок литературы в 11 классе Учитель: Тимкова Татьяна Степановна
Цель: познакомить с биографией Цветаевой, основными темами и мотивами лирики, особенностями лирической героини; развивать самостоятельную поисково-исследовательскую деятельность.
Марина Ивановна Цветаева родилась 120 лет назад, 26 сентября 1892 года, в Москве. В историю русской поэзии Марина Цветаева вписала новаторскую, выразительную и исполненную высокого драматизма страницу. Она ни у кого ничего не заимствовала, никому не подражала, не подвергалась никаким влияниям. Её поэзия стала частью мировой культуры. Исполнилось пророчество Цветаевой, что её стихам «настанет свой черёд»: они вошли в наш духовный обиход.
«Мне нравится, что вы больны не мной…» «Попытка ревности» «Роландов Рог» «Молитва» «Тоска по родине! Давно…» «Куст» «Рассвет на рельсах»
Где и в какой семье родилась и выросла Марина Цветаева? В каких странах побывала в детстве? Какой язык считала своим вторым родным языком? В каком возрасте выпустила первый сборник стихов? Какие события произошли в жизни Марины в 1912 году? Какое стихотворение, написанное в 1915 году, в наши дни стало песней? Названия книг, вышедших в 1922 и 1928 годах.
Какое стихотворение заканчивается строками: Как живётся, милый? Тяжче ли – Так же ли – как мне с другим? Названия «фольклорных» поэм Цветаевой, написанных в 1916 –1928 годах. Какое стихотворение начинается строками: Христос и Бог! Я жажду чуда Теперь, сейчас, в начале дня!
Продолжите слова Цветаевой: «Душу свою я сделала …». Какое стихотворение начинается с вопроса: Что нужно кусту от меня? Как в своих тетрадных записях Марина определяет слово «любовь»? Когда и где Цветаева была в эмиграции? О какой поэме Борис Пастернак написал Цветаевой: «Заглавие бездонное … »? Как оценивал «цветаевский стих» Иосиф Бродский?
стр , вопросы 1-3 на стр.16, выучить наизусть понравившееся стихотворение Цветаевой