ИНТЕРАКТИВНЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ Страшная это опасность - безделье за партой: безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы - это развращает, морально.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Интерактивное обучение в урочной деятельности. Интерактивное обучение – это обучение, погруженное в общение, оно сохраняет конечную цель и основное содержание.
Advertisements

Методика организации интерактивного обучения. МОУ СОШ 46 Учитель математики Корнева М.С.
Интерактивная методика в школе Бутенко Жанна Александровна учитель биологии и химии МОУ СОШ 2 г.Буденновска.
«Скажи мне - и я забуду, Покажи мне - и я запомню, Дай сделать - и я пойму».
ТЕМА : Роль интерактивных форм обучения в повышении познавательной активности учащихся.
Компетентность можно понимать как способность достигать результата.
пассивная - ученик выступает в роли «объекта» обучения (слушает и смотрит) активная - ученик выступает «субъектом» обучения (самостоятельная работа, творческие.
Инновационные воспитательные технологии. Воспитательные технологии Воспитательные технологии – это система научно обоснованных приемов и методик, способствующих.
Интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности.
МАСТЕР-КЛАСС « Интерактивное обучение как современное направление активизации познавательной деятельности учащихся» Ведущий : Морозова Наталья Васильевна.
Деятельностный подход в обучении как фактор развития личности школьника.
Учебная деятельность как универсальный метод обучения Цель. Передача опыта работы по проблеме «Учебная деятельность как универсальный метод обучения» Задачи.1)Познакомить.
Интерактивные методы обучения в технологии современного урока Из опыта работы учителя начальных классов МОУ «Умётская СОШ» Пугаёвой Людмилы Валентиновны.
Методы обучения – это совокупность приемов и подходов, отражающих форму взаимодействия учащихся и учителя в процессе обучения. В современном понимании.
Тема: «Совместная работа дошкольного учреждения и семьи по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста на современном этапе»
Организация г рупповой работы н а у роках г еографии Пилюшина Людмила Дмитриевна - учитель I квалификационной категории МОУ «СОШ 7» Г.Киров Калужской области.
МОУ ООШ 16 г. Киселёвска Интерактивное обучение в начальной школе.
«Активные формы и методы обучения в практике начальной школы» Нуртдинова И.А., заместитель директора по УВР МОУ «Куединская СОШ 2-БШ»
«Формы и методы работы на уроке и во внеурочной деятельности по повышению мотивационной сферы учащихся»
Презентация по теме: «Повышение компетентности педагогов - путь повышения компетентности обучающихся» Выполнила учитель иностранных языков МАОУ СОШ 18.
Транксрипт:

ИНТЕРАКТИВНЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ Страшная это опасность - безделье за партой: безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы - это развращает, морально калечит человека, и ни школьная бригада, ни мастерская, ни школьный участок - ничто не может возместить того, что упущено в самой главной сфере, где человек должен быть тружеником, - в сфере мысли. В. А. Сухомлинский

Исследования показывают, что качество усвоения материала напрямую зависит от способа получения информации и степени активности обучающегося. Исследования показывают, что качество усвоения материала напрямую зависит от способа получения информации и степени активности обучающегося.

Использование интерактивных методов обучения позволяет сделать учащегося, независимо от его возраста, не пассивным объектом обучения, а субъектом – со- участником обучающего процесса. К интерактивным методам обучения относятся: интерактивная лекция, использование и анализ видео-, аудио- материалов; практическая задача, кейс-метод; разбор ситуаций из практики участника; ролевая игра (в том числе с анализом видеозаписи); работа в малых группах; групповая дискуссия; соревнование, тестирование, экзамен с последующим анализом результатом и другие.

Педагог – это не профессия, а состояние души Каждый из активных методов обучения имеет свои особенности, преимущества и ограничения. Их применение требует специальных знаний и умений в области групповой работы, определенных коммуникативных навыков.

Известно, что индивид становится личностью только в процессе взаимодействия, взаимоотношений с другими людьми. Мы не можем сказать о человеке, каков он – добрый или злой, целеустремленный или безалаберный и т. д. – до тех пор, пока не увидим его во взаимодействиях с окружающими людьми. Только процесс общения, взаимных действий способен стать индикатором успешной социализации личности.

Интерактивное обучение – это обучение, погруженное в общение, оно сохраняет конечную цель и основное содержание предмета, но видоизменяет формы и приемы ведения урока. Интерактивный метод обучения решает одновременно три основные задачи: познавательную; коммуникативно-развивающую; социально-ориентационную.

И позволяет : реализовать субъект - субъектный подход в организации учебной деятельности ; формировать активно - познавательную и мыслительную деятельность учащихся ; усилить мотивацию к изучению предмета ; создать благоприятную атмосферу на уроке ; исключить монологическое преподнесение учебного материала и дублирование информации, которая может быть получена из доступных источников ; самопроизвольно запоминать специальные термины и сведения ; отрабатывать в различных формах коммуникативные компетенции учащихся.

Что же позволяет достигать активизации познавательной деятельности учащихся при интерактивном обучении ? Конечно же, научно - методические основы, на которых базируется интерактив. Это : обучение через опыт и сотрудничество ; учет различий в стилях познания ; поисковые и исследовательские методы ; игровые методы.

В группе интерактивного обучения должны осуществляться две основные функции, необходимые для успешной деятельности: решение поставленных задач (учебных, поведенческих и пр.) оказание поддержки членам группы в ходе совместной работы.

Выбирая ту или иную форму проведения урока, учитель руководствуется какими-то своими профессиональными и личностными принципами. Например, важно найти такую форму урока, которая бы, кроме того, чтобы выполняла познавательную задачу, могла бы: задействовать на уроке весь класс (при интерактиве все участники и нет сторонних наблюдателей); в полной мере учесть возрастные особенности детей (игра – неотъемлемая часть жизни любого человека); учитывала бы личностные особенности: темперамент, готовность к импровизации, творчеству.

Этапы проведения интерактивных форм. Разминка Объединение в группы Организация учебной деятельности учащихся в группе Подведение итогов Презентация групповых решений Рефлексия

Первый путь предлагает школьникам объединяться в группы «по желанию». Плюсы такого подхода заключаются в учете межличностных связей школьников. Но существуют и минусы: формируются группы, неравные по силе, поэтому результаты совместной деятельности могут сильно различаться. Кроме того, внутри группы может сложиться атмосфера, когда интерес к общению вытесняет необходимость решения учебной задачи. И еще важный момент: упускается возможность общения с разными учащимися, искать компромиссы при неприятии их по каким-либо причинам, учиться строить отношения с разными людьми.

Второй путь заключается в формировании групп самим учителем, принимая во внимание конкретные задачи урока, учитель предусматривает состав группы. Третий путь – формирование малых групп путем случайного подбора.

Следующий этап интерактивного обучения – организация учебной деятельности учащихся в группе. Он включает несколько ступеней : усвоение учебной задачи, стоящей перед группой ; процесс поиска ( обсуждения ) лучшего решения ; суммирование мнений и подведение итогов групповой работы ; презентацию группового решения поставленной задачи в рамках, определенных педагогом.

Участники малых групп работают, сидя в кругу. При этом стол в центре группы вовсе не обязателен: потребность в нем может возникнуть, только если задание включает настольную игру, выполнение письменных или графических работ. Важно, чтобы участники группы находились близко друг к другу – это способствует повышению эффективности работы.

Функции в группе могут быть четко распределены на основе самоорганизации участников: учитель предлагает роли, а участники определяют, кто какую будет исполнять. Важно, что роль лидера отсутствует, а обязанности распределены так, что ни один участник в группе не доминирует. Невозможность доминирования обеспечивается и сменой ролей в ходе выполнения заданий, что также дает возможность каждому участнику освоить широкий спектр функций.

Организация групповой деятельности Компоненты деятельности Функции группы, ведущие к успешной деятельности Решение задач Оказание поддержки Роли членов группы Инициатор, разработчик, координатор, контролер, оценщик, интерпретатор, секретарь, «гонец», докладчик, хранитель времени и др. Вдохновитель, гармонизатор, организатор общения, доброжелательный слушатель. Содержание деятельности Внесение, принятие предложений, сведений, мнений, их обработка. Поддержка начинаний, побуждение к высказываниям, принятие чужих идей. Результат Мобилизация всех членов на поиск и достижение поставленной перед группой цели. Укрепление взаимной приязни членов группы и их сплоченности, что облегчает достижение групповой цели.

В процессе поиска решения задачи при интерактивном обучении происходит столкновение различных точек зрения учащихся. Поэтому педагог в зависимости от ситуации может: изначально обозначить допустимые и недопустимые формы взаимодействия; дождаться конфликтной ситуации и уже постфактум познакомить учащихся с нормами поведения в группе; совмещать первый путь со вторым.

Следует выделить следующие нормы поведения в процессе интерактивного обучения : в совместной работе нет « актеров » и « зрителей », все – участники ; каждый член группы заслуживает того, чтобы его выслушали не перебивая ; следует говорить так, чтобы тебя понимали ; высказываться непосредственно по теме, избегая лишней информации ; если прозвучавшая информация не вполне ясна, задавать вопросы « на понимание » ( например, « Правильно ли я понял ?..»); только после этого делаются выводы ; каждый имеет право попросить каждого о помощи ; каждый обязан помочь тому, кто обращается за помощью ; критикуются идеи, а не личности ; цель в совместной деятельности заключается не в « победе » какой - либо одной точке зрения, а в возможности найти лучшее решение, узнав разные мнения по проблеме.

Учитель не вмешивается в работу малых групп, но ни на минуту не теряет контакта с учащимися, исподволь наблюдая за работой. Именно молчаливое ненавязчивое наблюдение – основная функция учителя, которая обеспечивает его соучастие, понимание состояния аудитории. Результатами наблюдений могут стать лучшее понимание особенностей учащихся, совершенствование заданий и методики обучения

Процесс подведения итогов показывает, насколько удалось группе выполнить поставленную задачу. Существует несколько « подводных камней », к которым должен быть готов учитель. Например, на представлении решения группы вдруг выясняется, что « рупор группы » (« спикер », « ритор », « говорун » и пр.) высказывает свое мнение, а не мнение группы. Или, наоборот, в процессе защиты оказывается, что далеко не каждый член группы в состоянии объяснить и доказать решение.

Следовательно, функция группового сплочения не была реализована в достаточной мере. Педагог не должен бояться заострить на этом внимание класса с тем, чтобы в будущем мнение группы действительно отражало совокупное мнение всех членов. Это значит, что в процессе обсуждения нужно учиться слушать друг друга, принимать чужую точку зрения, уступать или, напротив, находить такие аргументы, которые, не обижая, доказывают правильность позиции или мнения.

От внутригруппового общения обсуждение переходит к межгрупповому. Организация презентации групповых решений зависит от задуманного построения всего занятия и может реализоваться в различных формах. Организация межгруппового общения Формы межгруппового общения Варианты презентации групповых решений Совместно – индивидуальная Каждая группа представляет итог своей деятельности; решения обсуждаются, из них выбирается лучшее («ярмарка») Совместно – последовательная Продукт деятельности каждой группы становится определенной ступенью к решению общей проблемы («лесенка», «эстафета») Совместно – взаимодействующая Из предложений выбираются определенные аспекты групповых решений, на основании которых затем вырабатывается общий для всего коллектива итог («мозаичная картинка»)

Следующий этап интерактивного обучения – рефлексия прошедшего занятия. Эффективность этого этапа зависит от многих факторов : учебное взаимодействие должно выполнять не только функцию решения учебной задачи, но и оказания поддержки членам группы. Если первая функция осуществляется в силу самой учебной ситуации, то реализация второй оценивается именно на рефлексивном этапе. Сложность его заключается не столько в нежелании учащихся разобраться в своих чувствах, сколько в неумении выразить свои ощущения. Поэтому педагогу надо заранее подобрать вопросы, помогающие школьникам понять и адекватным образом выразить отношение к происходящему. Например : Легко ли работать в группе ? Кто ощущал себя некомфортно и почему ? Что испытывает человек, которому не дают высказаться ?

педагог заинтересован в том, чтобы школьники учились понимать и конструктивно оценивать происходящее, поэтому он должен быть готов принять различные точки зрения учащихся, даже если они негативные. Нужно ли бояться негативных отзывов учащихся о работе ? Нет, они все равно будут, особенно на первых занятиях, поскольку не все ученики готовы к такой коммуникативно - интенсивной, эмоционально и интеллектуально насыщенной форме учебы. Но для того, чтобы объяснить истоки негативной оценки педагог должен проанализировать занятость и эмоциональное состояние этого ученика. Был ли он принят в групповую работу ? Не проявлялась ли агрессия по отношению к ученику со стороны одноклассников, педагога ? Соответствовал ли подбор содержания учебного задания силам и возможностям этого ученика ? и т. д.

эффективность рефлексивного этапа зависит также от готовности учащихся к самоанализу. Важно, чтобы рефлексия присутствовала на каждом занятии, чтобы в нее на первых порах включались все без исключения учащиеся ( позже можно остановиться на заслушивании реплик нескольких человек ). С первого же занятия необходимо принять правило « трех нельзя »: нельзя говорить о том, что уже было сказано ; нельзя отказываться от сообщения своего мнения группе ( под каким бы то ни было предлогом ); нельзя прятать за высказыванием свое дурное настроение.

Интерактивное обучение определенным образом изменяет требования к работе педагога. Педагог с учетом актуальных запросов развития системы образования должен обладать следующими умениями : организовывать процесс исследования задачи таким образом, чтобы оно воспринималось обучаемым как собственная инициатива ; целенаправленно организовывать для учащихся учебные ситуации, побуждающие их к интеграции усилий ;

создавать учебную атмосферу в классе и дозировать свою помощь учащимся ; осознавая педагогическое взаимодействие как влияние реакций обучаемых на управляющие воздействия педагога, решать нестандартные учебные и межличностные ситуации ; сохраняя свой научный авторитет, помогать учащимся не попадать под его зависимость, которая сковывает их мыслительную деятельность, а проявлять самостоятельность в интеллектуальном поведении.

Таким образом, основы методики организации интерактивного обучения включают следующие положения: нахождение проблемной формулировки темы занятия; организация учебного пространства, располагающего к диалогу; мотивационная готовность учащихся и педагога к совместным усилиям в процессе познания; создание специальных ситуаций, побуждающих школьников к интеграции усилий для решения поставленной задачи;

выработка и принятие правил учебного сотрудничества для школьников и педагога; использование «поддерживающих» приемов общения: доброжелательные интонации, умение задавать конструктивные вопросы и т.д.; оптимизация системы оценки процесса и результата совместной деятельности; развитие общегрупповых и межличностных навыков анализа и самоанализа.

В таком понимании интерактивное обучение как форма образовательного процесса действительно способно стать тем фактором, который оптимизирует сущность и структуру педагогических взаимодействий. Игра – трудная и непредсказуемая форма проведения урока. Во время учебной игры учителю приходится быть и взрослым и ребенком, незаметным и мудрым, всегда готовым к импровизации, творчеству и … ошибке.

Да, именно к ошибке, так как иногда не все получается, как задумывается, всегда есть элемент риска, что что-то пойдет не так. Поэтому учитель, зная класс в котором будет проходить игра, должен составлять риск-анализ и продумывать заранее пути выхода из возможных незапланированных ситуаций:

Уход от темы. Переход учебной игры в развлекательную. Концентрация внимания на тему обсуждения ; Изменить ситуацию сменой постановки вопроса ; Завершить обсуждение ; Фиксировать тему и цель урока на доске. Нет навыков игровой деятельности Более подробно объяснять условия ; Постепенное усложнение игр : идти от простых игровых приемов к более сложным.

Затягивание дискуссии, обсуждения Ввести и выполнять специальные правила ; Установить временной барьер. Ученик бездельничает или вызывающе ведет себя Дать индивидуальное задание ; Определить роль наблюдателя, члена жюри. Нет активности Ввести проблемный вопрос или противоречие ; Смена деятельности ; Если от недопонимания, то уточнение.

Повышенная физическая активность ( например, после уроков физической культуры или активной большой перемены ) Аутотренинг ; Упражнения для глаз, против ОРЗ и т. п.; Элемент неожиданности. Боязнь публичного выступления может иметь несколько причин : Нарушение речи ( заикание, дефекты ) Задействовать в другой сфере деятельности ( запись высказываний, помощь в организации, жюри );

При работе в группе продумать ответы в письменном виде ( рейтинги, тесты, анкеты ) Речь не развита Стимулировать к дополнению ответа, но какое - то время не давать выступления ; Короткие диалоговые задания ( вопрос – ответ ); Рассказ по готовой схеме.

Барьером к применению может стать системность интерактивного обучения. Хороших результатов не будет, если проводить интерактив от случая к случаю. А постоянство требует максимальных усилий от учителя. Быть самому активным на каждом уроке и физически и морально тяжело. А еще и подготовка к урокам занимает массу времени и сил. Трудной задачей для учителя становиться необходимость уйти в сторону, быть только участником, наблюдателем, а не ментором.

И все же, интерактивное обучение – несомненно, интересное, творческое направление нашей педагогики. Интерактивные формы и приемы можно применять на всех этапах урока. Многие из них универсальны, хорошо подходят для многих тем, меняется лишь содержание.

Мы все несем одну большую ношу, Взбираясь потихоньку в гору с ней. И если я свой край нелегкий брошу, То всем немного станет тяжелей. П. Сергеев

Преимущества и недостатки групповой и индивидуальной работы Групповая работа Индивидуальная работа ПРЕИМУЩЕСТВА общий результат взаимная помощь разнообразные перспективы в постановке вопросов темп : отдельные ученики подтягиваются возможность сравнения собственных оценок хорошо для перепроверки, прослушива ­ ния, переспрашивания свободная организация работы индивидуальный темп учебы нет потери времени на дискуссии возможность гибкого движения лучше запоминаются понятия, факты

Групповая работа Индивидуальная работа НЕДОСТАТКИ тяжело договориться, планировать возможность отвлечения, запаздывания с выполнением задания отдельные учащиеся перегружены бесконечная дискуссия, уход от темы опасность растрачивать себя по пустякам завышенные требования много индивидуального контроля можно легко зайти в тупик тяжело перепроверить знания нет обмена мнениями об изученном, прочитанном