Происхождение названия Слово «танк» происходит от английского слова tank (то есть «бак» или «цистерна», «резервуар»). Танки отправлялись по железной дороге под видом цистерн гигантские размеры и форма первых танков вполне соответствовали этой версии. Примечательно, что в России новую боевую машину первоначально называли «лохань»
Причины появления танков После непродолжительного маневренного периода Первой мировой началась затяжная позиционная война. Появились сплошные укрепленные линии фронта с глубоко эшелонированной обороной. Массовое применение пулеметов в сочетании с развитыми инженерными сооружениями - проволочными заграждениями, траншеями и т.д. - настолько усилило оборону, что для ее преодоления наступающая сторона долж на была изыскивать новые средства борь бы, поскольку существовавшие виды оружия не справлялись с решением новых задач в ходе боевых действий
Разработка Разработкой прототипа занимался инженер Триттон совместно с представителем Комитета сухопутных кораблей лейтенантом Вильсоном. Осенью 1915 года они построили опытный образец танка под названием "Little Willie". Но испытания танк не прошёл. В январе 1916 года появилась новая машина "Big Willie", названная так в честь лейтенанта Вильсона. Эта машина и стала прототипом первого боевого английского танкаMark I".
Первое применение танков Впервые танки (модели Mk.1) были использованы английской армией против германской армии 15 сентября 1916 года во Франции, на реке Сомме. В ходе боя выяснилось, что конструкция танка недостаточно отработана из 49 танков, которые англичане подготовили для атаки, на исходные позиции выдвинулось только 32 (17 танков вышли из строя из-за неполадок), а из этих тридцати двух, начавших атаку, 5 застряло в болоте и 9 вышли из строя по техническим причинам. Тем не менее, даже оставшиеся 18 танков смогли продвинуться вглубь обороны на 5 км, причём потери в этой наступательной операции оказались в 20 раз меньше обычных.
Великобритания Являются самыми первыми танками Первой мировой войны. Тяжёлые танки серии Mark разделялись на два вида «самцы» с пушками, и «самки» с пулемётами. Вооружение «самцов» состояло из двух орудий 57-мм и четырех пулеметов 8-мм. «Самки» вооружались только пулеметами. Танк имел размеры 8 метров в длину и 4 в ширину. Мощность двигателя составляла 105 л.с. и позволяла развивать скорость 6 км/ч. Экипаж состоял из 8 человек. Mark I Mark V**
Несмотря на оглушительный успех в первые месяцы применения, у танков было найдено огромное количество недостатков. Самыми главным и из них были ненадежность, условия работы экипажа и слабое бронирование корпуса, которое можно было пробить бронебойным патроном винтовки. Но это не помешало широкому распространению тяжёлых танков Mark в войсках, как союзников, так и противников. Трофейный Mark V. Архангельск. Beutepanzerwagen IV в войсках Германии.
Мк.А. "Whippet" Некоторыми экспертами выдвигалась идея взаимодействия кавалерии и танков. Для этого нужны были быстрые танки. Работы над быстрым танком начались в октябре 1916 г Первый экземпляр был изготовлен 31 июля Первое серьёзное испытание танк прошел в августе 1918 в битве за Амьен, где участвовали 90 Whippet. Бой показал, что идея "кавалерийского" танка мертва, как и сама кавалерия. Лошади были быстрее танков, и при серьёзном сопротивлении кавалерия вынуждена была останавливаться, и ждать подхода танков.
Германия Первый опытный образец A7V был построен в сентябре 1917 года, а первый серийный танк был произведён в октябре того же года. Из ста заказанных A7V, из- за нехватки стали, было построено всего 20 машин. Выпускалось две основные версии танка: ранняя, имеющая боковые плиты корпуса, составленные из множества кусков с клёпочным креплением, и поздняя, на которой бок корпуса представлял из себя сплошную. Основную часть танковых войск Германии составляли трофейные танки. A7V Sturmpanzerwagen
Франция Первый французский танк и один из первых в мире серийных танков, создавался в качестве аналога первым английским танкам типа Mark I. Основные характеристики: орудие 75 мм, располагавшееся в верхней правой части лобовой детали, два 8- миллиметровых пулемета. Боевое отделение для шести человек было слишком тесным. Двигатель в 60 л.с. Максимальная скорость составляла только 8 км/ч. Все это было защищено 11-мм броне листом. CA-1 Schneider
Saint Chamond Созданием танка занималась фирма FAMH. Первые испытания танк прошел осенью Несмотря на то, что танки «Cэн-Шамон» и «Шнейдер» разрабатывались разными фирмами, оба имели одинаковые недостатки: неудачную форму корпуса и слабую подвеску. Основная ударная сила танка- 75 мм орудие, а также 4 пулемета. Экипаж состоял из 8 человек. Мощность двигателя составляла 90 л.с и позволяла разгонятся до 12 км/ч.
Renault FT-17 Первый серийный лёгкий танк. Разработан в годах под руководством Луи Рено. Принят на вооружение французской армией в 1917 году. Основным достоинством танка можно считать компоновку (отделение управления впереди, боевое в центре и моторное сзади), ставшей классической. Первый танк, имевший башню кругового вращения. Также имел относительно небольшую массу и был прост в производстве, что и сделало его одним из самых удачных танков Первой мировой. На основе FT-17 были построены такие танки, как M1917 (США), Fiat 3000 (Италия), Т-18 (СССР), Renault Otsu (Япония). В некоторых странах стоял на вооружении вплоть до 1941 года. Renault FT-17 Т-18 (МС-1) созданный на базе FT-17
Итоги Несмотря на огромное число недостатков первых танков, им удалось вывести войну из затяжного позиционного характера боевых действий, тем самым доказав, что в них имеется огромный потенциал. Который в будущем будет неоднократно доказан.