Преемственность на разных ступенях обучения
Преемственность - один из важнейших принципов в образовании, означающий, что выход системы одного уровня должен быть естественным входом в педагогическую систему следующего уровня, куда учащийся может переместиться без особых для себя напряжений и дополнительной подготовки.
При переходе от дошкольного образования к школьному, от младшего звена к среднему, от среднего к высшему меняется количество и качество нагрузок. Вместе с тем меняется социальный статус учащихся, увеличивается их степень свободы, а вместе с тем и ответственности. Как следствие – стрессовые ситуации (необходимость самоутверждения в коллективе, привыкание к новым учителям) ! Важно учитывать уровень школьной тревожности учащихся и уровень межличностных отношений в системах: - ученик-ученик - ученик-учитель - ученик-родители
В период адаптации необходимо выявлять трудности, возникающие у детей, и корректировать их в соответствии с ситуацией. К числу возможных переходных эффектов относятся: - резкое ухудшение физического самочувствия и состояния здоровья - снижения уровня успеваемости по сравнению с предыдущей педагогической системой (ступенью образования) - резкое снижение учебной мотивации - повышение уровня школьной тревожности - ухудшение межличностных отношений с учащимися, учителями, родителями
Способы обеспечения преемственности: по компонентам - Цель образования: единство требований на смежных ступенях образования - Содержание образования: согласование образовательных программ - Дидактические процессы: общая идеология для всего коллектива, включающая в себя ценности, ориентиры и принципы построения самого обучения - Компонент педагогической системы – учитель: (учащиеся, переходя на новую ступень образования, ожидают встречи с таким же «хорошим» учителем, как и тот, у которого они учились раньше). Необходимо постоянство учителей специальных дисциплин (например физкультура или иностранный язык)
Кроме того, для достижения хорошего результата в данном вопросе необходимо: - Соблюдение организационных форм, которые являются наиболее консервативными, медленнее всего меняющимися - Работу, направленную на обеспечение преемственности, проводить системно и целенаправленно, приурочиваясь по времени к периодам адаптации детей.