БРОО «Ассоциация педагогических работников» Номинация: «Призвание – педагог» Автор опыта работы: воспитатель МДОУ детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно- речевому развитию детей 135 «Радужный» г. Брянска, воспитатель первой квалификационной категории
Являясь членом БРОО «Ассоциация педагогических работников» и понимая важность профессии, не имея специального дошкольного пед.образования, решила принять участие в номинации «Призвание – педагог».
Закончила Хабаровский государственный педагогический университет, квалификация – учитель химии и биологии средней школы (1997 г), ХК ИППК ПК прошла компьютерный курс «Intel- обучение для будущего» (2003 г)
Профессиональный путь в эту удивительную профессию был не прост. Прошла краткосрочное обучение в БИПКРО по теме: «Системный подход в организации воспитания и обучения в ДОУ» (2008 г.). Защитилась на первую квалификационную категорию по теме: «Адаптация детей раннего возраста к условиям современного дошкольного образовательного учреждения» (2009 г.) На сегодняшний день являюсь студенткой Брянского филиала МПСИ заочного отделения факультета «Логопедия».
ОБОБЩЕНИЕ опыта работы по теме: «Адаптация детей раннего возраста к условиям современного дошкольного образовательного учреждения» воспитателя МДОУ д/с 135 «Радужный» МОГИЛЁВОЙ Яны Александровны
Проблема адаптации человека к изменившимся условиям жизни актуальна на любом этапе его развития. Это связано с психическим и физическим здоровьем человека, его умением легко и быстро приспосабливаться. Особенно актуальна эта проблема в раннем возрасте, когда ребенок из семейной стабильной среды переходит в другую, подчас более агрессивную среду. При поступлении ребенка в дошкольное учреждение происходит ломка стереотипов: из знакомой семейной обстановки малыш попадает в непривычную среду, таящую в себе много неизвестного. Четкий режим дня, отсутствие родителей, другой стиль общения, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение – все эти изменения создают для ребенка стрессовую ситуацию.
Адаптация – это активный процесс, приводящий или к позитивным (адаптированность, т.е. совокупность всех полезных изменений организма и психики) результатам, или к негативным (стресс). Выделим два критерия успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять новые требования). Моя работа направлена на облегчение прохождения нашими воспитанниками адаптационного периода
1. ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ Знакомство через визитки
Еще до поступления ребенка в дошкольное учреждение воспитатель заочно знакомиться с ним на основе анкет и рассказов родителей, заключений врачей, составляя примерный план работы, учитывая индивидуальный подход.
2. РАБОТА ПО АДАПТАЦИИ С РЕБЕНКОМ
Организация адаптационного периода происходит через: 1. Индивидуальный подход к ребенку - создание условий для общения со знакомыми вещами и игрушками; - гибкий режим; - учет домашних привычек.
2. Побуждение ребенка к общению со сверстниками - игры с воспитателем; - игры-занятия, ситуации, общение; - игры ребенка рядом со сверстниками; 3. Контроль за физическим состоянием ребенка Создание предметно - -развивающей среды.
3. РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ Период адаптации – тяжелое время не только для малыша, но и их родителям. Поэтому очень важна совместная работа воспитателя с родителями. Период адаптации детей в присутствии родителей длится от одной - двух недель до месяца. Создавались ситуации кратковременного ухода родителей из группы, снижая интенсивность их участия в деятельности ребенка.
Основные формы работы с семьей: -укороченное время пребывания ребенка в группе во время адаптационного периода; - присутствие родителей в группе; консультации; - папки-передвижки; - выставки; - посещения на дому; - анкетирование; - родительские собрания; - беседы; - и т.д.
В результате моей работы количество детей с тяжелой формой адаптации уменьшилось:
В связи с тем, что снизилось число детей с тяжелой формой адаптации, снизилось и число детей, перенесших в этот период заболевания:
Таким образом, главная цель – обеспечение сохранения здоровья ребенка в период привыкания к новым условиям, выполнена.
Я активно веду работу и по другим направлениям. Например – проектная деятельность в нашем детском саду.
Проект «Ознакомление дошкольников с окружающим миром («Труд взрослых»), разработанный мной, занял 1 место.
Могилёва Яна Александровна Является руководителем кружка «Умелые пальчики»
Активно участвует в конкурсах для педагогов
Разработала для интернет-конкурса эмблему ДЕВИЗ Своими руками дадим детям счастье. Души добротою осветим ненастье. Как хлеба колосья наши дети взойдут И с легкостью в жизни дорогу найдут!
Родители высоко оценивают мой труд, о чем оставляют записи в книге отзывов.
Счастливые дети – результат моей работы!