Контроль или свобода? Педфак для родителей Декабрь 2012 г
« Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает все: люди, вещи, явления, но, прежде всего и больше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги». А. С. Макаренко
Стили воспитания Стили воспитания Авторитарный стиль Попустительский стиль Гиперопека Демократический стиль
стиль воспитания АВТОРИТАРНЫЙ Родители убеждены, что имеют все « права на ребенка », они могут наказывать его по своему усмотрению, ограничивать его свободу, навязывать ему свои вкусы, контролировать все его действия. Родители не уделяют ребенку необходимого внимания и заботы, чрезмерно придирчивы к нему, требуют от него жесткого соблюдения порядка, беспрекословного послушания, подчинения семейным традициям. Родители не уделяют ребенку необходимого внимания и заботы, чрезмерно придирчивы к нему, требуют от него жесткого соблюдения порядка, беспрекословного послушания, подчинения семейным традициям. Они наказывают ребенка за несоблюдение порядка, за плохие отметки, за невыполнение их требований. Мало заботятся о воспитании нравственных качеств, уделяя внимание воспитанию послушания. Готовя с ребенком уроки, родители принимают назидательный тон, стараются « выжать » из него самостоятельные действия.
Авторитарный стиль 1 вариант развитие слабой жизненной позиции: потеря чувства собственного достоинства; потеря способности принимать решения, отвечать за выбор; потеря собственных желаний («чего же Я хочу?») 2 вариант развитие деспотической личности: личности: ненависть к родителям; решение вопросов только силой (кто сильнее, тот и прав); грубое, циничное, деспотичное и хамское поведение и отношение к окружающим; повышенная агрессивность и конфликтность
воспитание РАВНОДУШИЕМ Ребенок не получает в семье должного тепла и внимания, он предоставлен сам себе, родители практически не контролируют его времяпрепровождение и занятия. Они не формируют у него целенаправленно навыки социальной жизни, не обучают его пониманию « что такое хорошо, а что такое плохо », не следят за выполнением домашних заданий, не знают, что происходит у него в школе. Их не интересуют детские проблемы, ребенок не может получить от родителей добрый совет. Их не интересуют детские проблемы, ребенок не может получить от родителей добрый совет.
Попустительский стиль 1 вариант свободный, но безучастный: самостоятельность неспособность к близости и привязанности; безучастность в отношении близких («это не мои проблемы, мне все равно») отсутствие желания позаботится о ком-то, помочь, поддержать; мало «душевного тепла». 2 вариант личность личность «без тормозов» и «без запретов»: «без запретов»: хамство и вседозволенность; хамство и вседозволенность; воровство, враньё, распущенность; воровство, враньё, распущенность; безответственность, безответственность, не умение «держать слово». не умение «держать слово».
воспитание ГИПЕРОПЕКОЙ Родители тепло и заботливо относятся к ребенку, но контролируют каждый его шаг, не позволяют ему ничего, что могло бы вызвать недовольство взрослых. Они вмешиваются в его взаимоотношения со сверстниками и навязывают свои пути выхода из детских конфликтов. Они запрещают все, что с их точки зрения может представлять хотя бы малейшую угрозу его здоровью, вплоть до катания с крутых горок. Все действия ребенка проходят под неусыпным взором взрослых. Домашние задания выполняются вместе с детьми. Как правило, решения подсказывают взрослые.
Гиперопека 1 вариант «домашний деспот»: требовательность и нетерпимость к желаниям других; требовательность и нетерпимость к желаниям других; избалованность и капризность, эгоизм; избалованность и капризность, эгоизм; манипулирование окружающими; манипулирование окружающими; высокомерие и надменность; высокомерие и надменность; своенравность. своенравность. 2 вариант зависимая личность: безынициативность, беспомощность; безынициативность, беспомощность; пасует перед трудностями; пасует перед трудностями; зависит от мнения родителей, не в состоянии принять собственное решение; зависит от мнения родителей, не в состоянии принять собственное решение; с трудом контактируют со сверстниками. с трудом контактируют со сверстниками.
воспитание ДОВЕРИЕМ Родители предоставляют ребенку определенную самостоятельность, уважают его человеческое достоинство, позволяют часто самому регулировать свое поведение, готовы прийти на помощь. Они всерьез заинтересованы в том, чтобы ребенок самостоятельно принимал решения, для этого создают ситуации выбора и помогают ему самому принять то или иное решение. Они всерьез заинтересованы в том, чтобы ребенок самостоятельно принимал решения, для этого создают ситуации выбора и помогают ему самому принять то или иное решение. Его ошибки обсуждаются вместе с родителями и совместно ищутся пути их исправления. Родители контролируют учебную деятельность ребенка, доверяя ему и помогая по мере необходимости советом.
Демократический стиль умение самостоятельно принимать решения и отвечать за свои поступки инициативность и целеустремленность умение строить близкие и доброжелательные отношения с окружающими способность договариваться, находить компромиссные решения наличие собственного мнения и способность считаться с мнением окружающих
В чем же должен состоять настоящий родительский авторитет? « Главным основанием родительского авторитета только и может быть жизнь и работа родителей, их гражданское лицо, их поведение. Семья есть большое и ответственное дело. Родители руководят этим делом и отвечают за него перед обществом, перед своим счастьем и перед жизнью детей … Прежде всего родители должны знать, чем живет, интересуется, что любит, чего хочет и не хочет ребенок. Вы должны знать, с кем он дружит, с кем играет, во что играет, что читает, как воспринимает прочитанное. Вы не должны неожиданно узнавать о разных неприятностях и конфликтах. Вы должны их предугадывать и предупреждать ». ( А. С. Макаренко ) Понимание ребенка, принятие его не только сердцем, но умом, осознание своей ответственности за судьбу маленького человека помогут взрослым выбрать тот стиль воспитания, который принесет благо и ребенку и родителям.
Наказание и поощрение Главное правило – соблюдение педагогического такта (необходимость сдерживаться, не давать волю эмоциям, быть терпимыми, тактичными)
Наказание и поощрение Наказание и поощрение Наказание в семье можно считать целесообразным только тогда, когда ребенок осознает свою вину, переживает ее. Похвала для закрепления хорошей привычки имеет гораздо большую действенность, чем порицание для предотвращения плохой привычки.
Ведущие принципы воспитательного подхода разумная требовательность дозированная самостоятельность правильно организованная система поощрений и наказаний
Позитивное воспитание Цель Цель - вырастить волевого, но при этом готового к сотрудничеству ребенка. Принципы: Принципы: 1. Отличаться от других - нормально. 2. Совершать ошибки - нормально. 3. Проявлять негативные эмоции - нормально. 4. Хотеть большего - нормально. 5. Выражать свое несогласие - нормально, но помни, что мама и папа - главные.
Педагогические ошибки родителей в ребенке все от природы недооценка личного примера и единства предъявляемых требований
Уважаемые папы и мамы! Помните! Ваше внимание, любовь и ласка, дружеское участие и расположение могут сделать для вашего ребёнка больше, чем самый дорогой подарок! Раны унижения и издевательства не заживают годами, шрамы безразличия и игнорирования остаются на всю жизнь!
Хотите, чтобы Ваш ребенок уверенно стоял на ногах - не держите его всё время за руку
Спасибо за внимание!