Дворянские усадьбы XIX века (по роману А.С.Пушкина «Дубровский»)
Мне интересно: что из себя представляет дворянская усадьба; какое значение имела усадьба в жизни русских дворян XIX века.
Усадебная культура сложилась в России к середине 18 века, когда император Петр III издал указ в 1762 году об освобождении дворян от обязательной госслужбы. С тех пор дворяне могли или служить, или удалиться в деревню. Помещики в силу своего достатка и образования преображали старые деревенские дома родителей, возводили в саду новые павильоны и беседки. Многое зависело от того, для чего усадьба предназначалась. Большинство использовалось для постоянного проживания. Другие служили хозяевам для увеселений.Вступление
Как правило, усадьбу строили в живописном месте, часто на берегу реки или озера. Вспомним Покровское, имение Троекуровых: «Он /Дубровский/ ехал берегом широкого озера, из которого вытекала речка и вдали извивалась между холмами; на одном из них над густою зеленью рощи возвышалась зелёная кровля и бельведер каменного дома, на другом пятиглавая церковь и старинная колокольня.» («Дубровский», гл.3.) Дом в Болдине Имение Братцево, 1810 Бельведер – круглая беседка наверху здания.
Центральное место в усадьбе занимал барский дом. Обычно от дороги к нему вела тенистая липовая аллея. Она подводила к нарядным воротам въезду на территорию усадьбы. Перед домом устраивали окруженный оградой или колоннадой парадный двор. Дом богатого помещика походил на дворец. Например, дом князя Верейского был выстроен «во вкусе английских замков». («Дубровский», гл. 13.) Усадьба Кусково, 1828 Усадьба Абрамцево
К барскому дому примыкали флигеля одноэтажные постройки, в которых размещались хозяйственные службы (кухни, кладовые) и комнаты прислуги. В отдалении от жилья располагались конюшни, скотные дворы, мастерские, погреба, псарни. «Новый деревенский дом». Титул книги В.А.Левшина «Всеобщее и полное домоводство…» (М., 1795) Михайловское. П.А.Александров, 1838
В господском доме центральное место занимал парадный зал с колоннами. Он был отделан в белом и золотом тоне. Полы были выложены нарядным паркетом из ореха или дуба. Стены комнат драпировали штофом – шелковыми тканями с рисунками. Часто название гостиной было связано с цветом обивки ее стен: Малиновая, Пунцовая, Голубая комнаты. Гостиная Веранда Учебная комната Для интерьера дворянских домов характерна разнообразная мебель: мягкие кресла, диваны, шкафы, секретеры, столы, музыкальные инструменты, зеркала и т.п.
Обязательной принадлежностью дворянской усадьбы был парк. В первой половине XVIII века парки строились по типу Версаля – строгий порядок, симметрия в дорожках и клумбах. Такие парки получили название – регулярные. Регулярный парк разбивался на ровной местности перед домом. По всей видимости, такой парк был в имении Троекурова: «старинный сад с … стрижеными аллеями, четверо угольным прудом и правильными аллеями…». («Дубровский», гл. 13.) Регулярный парк в имении Кусково
В 70-е годы XVIII века регулярный французский парк в России сменился английским, пейзажным. Высшей эстетической ценностью была признана первозданная красота природы. Вместо прямых дорожек появились извилистые тропинки, упорядоченную посадку деревьев заменила свободная. Любителем английских садов в романе «Дубровский» был князь Верейский. Вспомним описание его имения Арбатова: «Перед домом расстилался густо-зелёный луг, на коем паслись швейцарские коровы… Пространный парк окружал дом со всех сторон… За рекою тянулись холмы и луга…». («Дубровский», гл. 13.) Вид помещичьего дома с садом, 1830-е гг Усадебный пейзаж, 1830
Заключение Русская усадьба - это целая удивительная «страна в стране», особый материк, замечательное явление истории и культуры. Усадьба открывала огромные возможности для проявления личных вкусов владельца в архитектуре дома, разбивке садов и парков, создании художественных, научных и иных коллекций. И, конечно, усадьба – это прежде всего мир детства русских дворян, который на всю жизнь оставил в памяти привольные луга, игры со сверстниками, наблюдения за живой природой.
Блажен, кто в шуме городском Мечтает об уединенье, Кто видит только в отдаленье Пустыню, садик, сельский дом, Холмы с безмолвными лесами, Долину с резвым ручейком… А.С.Пушкин, 1816