КОМПЕТЕНТНОСТИ И КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ Власенко Елена Александровна, методист МБОУ ММЦ 2011 год
Исторический аспект Начало 20 века 70 е годы 20 века Англия США Ответ на конкретный заказ заказ профессиональной сферы Бизнес- использование понятий «компетенция» «компетенция» «ключевые компетенции» в связи с проблемой определения с проблемой определения качеств успешного профессионала
Образование Профессиональная сфера Знания Умения Навыки Компетенции Совет Европы
Что такое компетентность? Глоссарий терминов Европейского фонда образования (ЕФО, 1997) Способность делать что-либо хорошо или эффективно. Соответствие требованиям, предъявляемым при устройстве на работу. Способность выполнять особые трудовые функции.
Хуторской Андрей Викторович доктор. пед наук, академик Международной педагогической академии, г.Москва Компетенция Компетенция – отчужденное, заранее заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке ученика, необходимой для его эффективной продуктивной деятельности в определенной сфере.
Компетентность – Компетентность – владение, обладание учеником соответствующей компетенцией, включающее его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Компетентность – Компетентность – уже состоявшееся качество личности (совокупность качеств) ученика и минимальный опыт деятельности в заданной сфере. Компетентность – Компетентность – совокупность личностных качеств ученика (ценностно-смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, способностей), обусловленных опытом его деятельности в определенной социально и личностно-значимой сфере.
Важно !!! Компетенции следует отличать от образовательных компетенций, т.е. от тех, которые моделируют деятельность ученика для его полноценной жизни в будущем. Например, до определенного возраста гражданин еще не может реализовать какую-либо компетенцию, но это не значит, что ее не следует у школьника формировать. В этом случае мы будем говорить об образовательной компетенции. Компетенции следует отличать от образовательных компетенций, т.е. от тех, которые моделируют деятельность ученика для его полноценной жизни в будущем. Например, до определенного возраста гражданин еще не может реализовать какую-либо компетенцию, но это не значит, что ее не следует у школьника формировать. В этом случае мы будем говорить об образовательной компетенции.
Образовательная компетенция - требование к образовательной подготовке, выраженное совокупностью взаимосвязанных смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика по отношению к определенному кругу объектов реальной действительности, необходимых для осуществления личностно и социально значимой продуктивной деятельности.
Компетенции для ученика – это образ его будущего, ориентир для освоения. Образовательные компетенции относятся не ко всем видам деятельности, в которых участвует человек. Такие компетенции отражают предметно-деятельностную составляющую общего образования и призваны обеспечивать комплексное достижение его целей.
Что такое «ключевые компетенции»? Оксфордско- Кембриджская образовательная программа Европейский проекте «Ключевые компетенции 2000» - используются в повседневной жизни при осуществлении деятельности в области образования, на рабочем месте или при получении профессиональной подготовки. «Определение и отбор ключевых компетенций» (DeSeCo) ключевые компетенции определяются как важные «во многих жизненных сферах и служащие залогом жизненного успеха и эффективного функционирования общества».
Россия Основным результатом Основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков знаний, умений и навыков сама по себе, сама по себе, а набор заявленных государством ключевых компетенций в интеллектуальной, компетенций в интеллектуальной, общественно-политической, общественно-политической, коммуникационной, коммуникационной,информационной и прочих сферах
Признаки ключевых компетенций 1. Ключевые компетенции представляют собой различные универсальные ментальные средства, инструменты (способы, методы, приемы) достижения человеком значимых для него целей (результатов). 2. Ключевыми компетенциями в той или иной степени должен овладеть каждый член общества.
Признаки ключевых компетенций 3. Ключевые компетенции позволяют человеку достигать результатов в не определенных, проблемных ситуациях. Они позволяют самостоятельно и в сотрудничестве с другими решать проблемы, то есть справляться с ситуациями, для разрешения которых никогда нет полного комплекта наработанных средств.
Признаки ключевых компетенций 4. Определение и отбор ключевых компетенций осуществляется основными потребителями образовательных результатов на основе социологических исследований и общественного обсуждения и зависит от того, какие способности и качества человека являются ценными в данное время в данном обществе.
Признаки ключевых компетенций 5. В современном западном обществе нормативную основу для отбора ключевых компетенций составляют базовые принципы прав человека, демократические ценности и цели, связанные с устойчивым развитием. 6. Компетенции проявляются и приобретаются человеком в деятельности, имеющей для него ценность.
симпозиум Совета Европы ИЗУЧАТЬ Организовывать взаимосвязь своих знаний и упорядочивать их. Организовывать свои собственные приемы изучения. Уметь решать проблемы. Уметь извлекать пользу из опыта. Самостоятельно заниматься своим обучением.
симпозиум Совета Европы ИСКАТЬ Запрашивать различные базы данных. Опрашивать окружение. Консультироваться у эксперта. Получать информацию. Уметь работать с документами и классифицировать их.
симпозиум Совета Европы ДУМАТЬ Организовывать взаимосвязь прошлых и настоящих событий Критически относиться к тому или иному аспекту развития наших обществ Уметь противостоять неуверенности и сложности Занимать позицию в дискуссиях и выковывать свое собственное мнение Видеть важность политического и экономического окружения, в котором проходит обучение и работа Оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, потреблением, а также с окружающей средой Уметь оценивать произведения искусства и литературы
симпозиум Совета Европы СОТРУДНИЧАТЬ Уметь сотрудничать и работать в группе Уметь разрабатывать и выполнять контракты Принимать решения – улаживать разногласия и конфликты Уметь договариваться
симпозиум Совета Европы ПРИНИМАТЬСЯ ЗА ДЕЛО Включаться в проект Входить в группу или коллектив и вносить свой вклад Доказывать солидарность Нести ответственность Уметь организовывать свою работу Уметь пользоваться вычислительными и моделирующими приборами
симпозиум Совета Европы АДАПТИРОВАТЬСЯ Уметь использовать новые технологии информации и коммуникации Показывать стойкость перед трудностями Доказывать гибкость перед лицом быстрых изменений Уметь находить новые решения
КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ РОССИИ Ценностно-смысловые компетенции Коммуникативные компетенции Информационные компетенции Общекультурные компетенции Учебно-познавательные компетенции Компетенции личностного самосовершенствования Социально-трудовые компетенции
Ценностно-смысловые компетенции Ценностно-смысловые компетенции предполагают умения: формулировать собственные ценностные ориентиры по отношению к изучаемым учебным предметам и сферам деятельности; владеть способами самоопределения в ситуациях выбора на основе собственных позиций; уметь принимать решения, брать на себя ответственность за их последствия, осуществлять действия и поступки на основе выбранных целевых и смысловых установок; осуществлять индивидуальную образовательную траекторию с учетом общих требований и норм
Общекультурные компетенции Познание и опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры; духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов; культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций; роль науки и религии в жизни человека; компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере.
Учебно-познавательные компетенции ставить цель и организовывать её достижение, уметь пояснить свою цель; организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности; задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме; ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы; описывать результаты, формулировать выводы; выступать устно и письменно о результатах своего исследования с использованием компьютерных средств и технологий (текстовые и графические редакторы, презентации); иметь опыт восприятия картины мира.
Информационные компетенции Навыки деятельности по отношению к информации в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире. Владение современными средствами информации (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир и т.п.) и информационными технологиями (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет). Поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача.
Коммуникативные компетенции уметь представить себя устно и письменно, написать анкету, заявление, резюме, письмо, поздравление; уметь представлять свой класс, школу, страну в ситуациях межкультурного общения, в режиме диалога культур, использовать для этого знание иностранного языка; владеть способами взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями; выступать с устным сообщением, уметь задать вопрос, корректно вести учебный диалог; владеть разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо), лингвистической и языковой компетенциями; владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения; умениями искать и находить компромиссы; иметь позитивные навыки общения в поликультурном
Социально-трудовые компетенции Выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя, потребителя, покупателя, клиента, производителя, члена семьи. Права и обязанности в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения.
Компетенции личностного самосовершенствования Освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Ученик овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражаются в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения.
Позиция учителя Главной задачей учителя становится мотивация учащихся на проявление инициативы и самостоятельности.
Развитие ребенка Характеристики «развивающей среды»: 1. Самостоятельный выбор учащимся (темы, уровня сложности задания, форм и способов работы и т.д.). 2. Самостоятельная учебная работа, деятельность 3. Осознанность цели работы и ответственность за результат. 4. Реализация индивидуальных интересов учащихся. 5. Групповая работа (распределение обязанностей, планирование). 6. Формирование понятий и организация своих действий на их основе. 7. Использование системы оценивания, адекватной требуемым образовательным результатам. 8. Демонстрация учителем компетентного поведения.
Условия, направленные на создание развивающей среды: 1. Поощрять за попытки что-то сделать самостоятельно. 2. Демонстрировать заинтересованность в успехе учащихся по достижении поставленных целей. 3. Побуждать к постановке трудных, но реалистичных целей. 4. Побуждать к выражению своей точки зрения, отличной от точек зрения окружающих. 5. Побуждать к опробованию других способов мышления и поведения. 6. Включать учащихся в разные виды деятельности, способствующие развитию у них различных способностей. 7. Создавать разные формы мотивации, позволяющие включать в мотивированную деятельность разных учащихся и поддерживать их активность.
Условия, направленные на создание развивающей среды: 8. Позволять строить собственную картину мира на основе своего понимания и культурных образцов. 9. Создавать условия для проявления инициативы на основе собственных представлений. 10. Учить не бояться высказывать свое понимание проблемы. Особенно в тех случаях, когда оно расходится с пониманием большинства. 11. Учить задавать вопросы и высказывать предложения. 12. Учить выслушивать и стараться понять мнение других, но иметь право не соглашаться с ним. 13. Учить понимать других людей, имеющих иные ценности, интересы и способности. 14. Учить определять свою позицию относительно обсуждаемой проблемы и свою роль в групповой работе. 15. Доводить до полного понимания учащимися критериев оценки результатов их работы.
Условия, направленные на создание развивающей среды: 16. Учить осуществлять самооценку своей деятельности и ее результатов по известным критериям. 17. Учить работать в группе, понимая, в чем состоит конечный результат, выполняя свою часть работы. 18. Показывать, что лежит в основе эффективной работы группы. 19. Позволять учащимся брать на себя ответственность за конечный результат. 20. Позволять учащимся находить свое место в коллективной деятельности сообразно своим интересам и способностям. 21. Делиться с учениками своими мыслями, чувствами, ожиданиями относительно обсуждаемой проблемы, темы или конкретной ситуации их деятельности. 22. Показывать ученикам, как можно самостоятельно учиться и придумывать что-то новое. 23. Поддерживать учащихся, когда они делают ошибки, и помогать справляться с ними. 24. Показывать относительность любого знания и его связь с ценностями, целями и способами мышления тех, кто их породил. 25. Демонстрировать учащимся, что осознание того, что я чего-то «не знаю», «не умею» или «не понимаю», не только не стыдно, но является первым шагом к «знаю», «умею» и «понимаю».
Оценка уровня достижений ключевых компетенций В целом освоенность тех или иных компетенций в учебном процессе можно оценивать как по результату разрешения проблемных ситуаций (в соответствии с заранее разработанными критериями успешности достижения этих результатов), так и в самом процессе их применения, использования, опять же по известным критериям. Оценивают уровень владения конкретными компетенциями в таких процедурах, как наблюдение за исполнением действии учащегося в конкретных ситуациях, связанных с формированием, определенных компетенций (исследование, дискуссия, выступление и т.д.), письменного экзамена - написание эссе, а также и в других видах письменных экзаменов, решение тестовых заданий.
Вывод: Таким образом, компетентностный подход является усилением прикладного, практического характера всего школьного образования. Это направление возникло из простых вопросов о том, какими результатами школьного образования школьник может воспользоваться вне школы. Ключевая мысль этого направления состоит в том, что для обеспечения «отдаленного эффекта» школьного образования все, что изучается, должно быть включено в процесс употребления, использования. Особенно это касается теоретических знаний; которые должны перестать быть мертвым багажом и стать практическим средством объяснения явлений и решения практических ситуаций и проблем.
Компетентностный подход востребован постольку, поскольку современное образование требует существенной модернизации, не осуществление этого процесса рискует оказаться очередной кампанией среди многолетних попыток безуспешного реформирования образования на основании внедрения современнейших педагогических идей и концепций.