Самоуправление По материалам работ Е.Н. Степанова, Д.В. Григорьева
Понятие самоуправления Форма организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающую развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей (Педагогическая энциклопедия). Целенаправленная, конкретная, систематическая, организованная и прогнозируемая по результатам деятельность учащихся, в процессе которой реализуются функции управления, направленные на решение задач, стоящих перед школой (Н.И. Приходько). Самостоятельность в проявлении инициативы, принятии решения и его самореализации в интересах своего коллектива или организации (В.Т. Кабуш). Метод организации коллектива (В.М. Коротов).
Понятие самоуправления Действия детей, осуществляемые самостоятельно или совместно со взрослыми членами классного сообщества, по планированию, организации и анализу жизнедеятельности в классе, направленной на создание благоприятных условий для общения и развития одноклассников и решение других социально ценных задач (Е.Н. Степанов).
Цели самоуправления (по Е.Н. Степанову) Содействие развитию ребенка (развитие качеств самостоятельности, активности, ответственности). Организация эффективного функционирования учебной группы (успешное выполнение возложенных на класс функций). Формирование у учащихся готовности и способности выполнять систему социальных ролей человека (расширение пространства для проявления своей активности).
Принципы самоуправления 1. Деятельное наполнение работы органов самоуправления. 2. Социальная значимость деятельности самоуправления. 3. Соответствие содержательного и организационно-структурного компонентов самоуправления уровню развития классного коллектива. 4. Взаимосвязь функций, полномочий, реальных прав и возможностей органов самоуправления. 5. Добровольность и выборность органов самоуправления. 6. Инициатива, самодеятельность и творчество детей 7. Гласность и актуальность принимаемых решений, коллегиальность их разработки. 8. Сочетание деятельности постоянных и выборных органов самоуправления, последовательность и систематичность их работы. 9. Обязательное представительство классных коллективов. 10. Взаимодействие всех органов самоуправления. 11. Сотрудничество детей и взрослых при подготовке, принятии и выполнении решений.
Шаг первый (из опыта 825 школы) Диагностирование внутришкольного пространства отношений. На этом этапе проводится диагностика межличностных, внутри- и меж возрастных, других отношений детей в рамках школы. Вокруг инициативной педагогической группы могут объединиться ребята, готовые встать в рефлексивную позицию по отношению к процессу развития школы. Они составляют детскую диагностическую службу школы. Возникновение подобной службы как коллективного исследователя, а затем и проектировщика деятельности в режиме самоуправления – главная задача начального этапа.
Шаг второй (из опыта 825 школы) Проектирование и реализация «прецедентов самоуправления». На этом этапе детской диагностической службой школы инициируются изменения в событийной жизни школы. Появляются «прецеденты самоуправления» - события, которые могут осуществляться школьниками преимущественно само- деятельно и само-управляемо.
Шаг третий (из опыта 825 школы) Становление детского самоуправления как основного принципа событийной жизни школы. Теперь все общешкольные события, потенциально открытые к развертыванию в режиме детского самоуправления, должны стать предметом заботы детей. Развертываться событие может в несколько этапов: объявление конкурса на лучший проект коллективно-творческого дела (например, в рамках годового цикла общешкольных праздников); создание временных творческих групп по разработке проектов; определение экспертным советом старшеклассников лучшего проекта или – в случае невозможности подобного – лучших проектировщиков по результатам внутригруппового рейтинга в творческих группах; складывание «команды дела», готовой претворить проект в жизнь; работа «команды дела» с привлечением всех заинтересованных лиц.
Начало: «деятельность рождает самоуправление» (А.С. Макаренко) выполнение какого-то ответственного задания, порученного классу органом школьного самоуправления; проведение одного или нескольких дел, организаторами которых выступают объединенные общим интересом одноклассники; разработка и осуществление совместными усилиями учащихся социально значимого проекта; создание в классе клуба, членами которого являются учащиеся со схожими увлечениями.
Воспитательный потенциал социально ценная направленность поручения; личностная значимость для ребенка деятельности; наличие реальных и конкретных прав и обязанностей у исполнителя поручения; инструктивная оснащенность процесса поручаемого дела (цель, значение, сроки, варианты помощи и поддержки); развивающий характер содержания и способов выполнения поручений (от простого к сложному, от желаемого к обязательному, от исполнительской к руководящей).
Ошибки самоуправления Брать все на себя. Советом учеников должен заниматься отдельный педагог, а не зам. по ВР. Оставлять в стороне начальную школу. Азам самоуправления учатся уже там. Превращать Совет в сервисную службу. Сваливание практически всей организации и ответственности за предстоящее дело. До обеда жить и работать под единоначалием педагога, а после уроков играть в демократию. Без единой демократической линии в школе самоуправление превращается постепенно в фарс. Забывать благодарить тех, кто берет на себя ответственность на себя или разделяет ее с нами. Сделайте систему поощрений. Закрывать глаза на проявление безответственности членов Совета. Шанс на исправление и закрепление успеха. Один шанс. Формализм, возрастающая принудительность в выполнении дел. Не проводить дела «спустя рукава».