ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ПСИХОЛОГИИ
Преподавание психологии в высших учебных заведениях Преподавание психологии в высших учебных заведениях осуществляется: Специалистами, имеющими базовое психологическое образование Специалистами, которые имеют ученую степень кандидата или доктора психологических наук Практическими психологами, имеющими высшую профессиональную квалификацию. Повышение научной и педагогической квалификации: Аспирантура, адъюнктура являются основными формами повышения уровня образования, научной и педагогической квалификации. Ассистентская практика предполагает проведение аспирантом практических и семинарских занятий со студентами вуза, а доцентская практика чтение лекций. Таким образом, аспирант приобретает опыт педагогической деятельности.
Критерии, определяющие степень квалификации: Базовое высшее образование; Ученая степень кандидата наук; Ученая степень доктора наук; Ученое звание доцента; Ученое звание профессора; Научная работа, отражаемая в количестве и качестве научных публикаций; Педагогическая работа, отражаемая в количестве и качестве учебных публикаций. Профессиональная квалификация научно- педагогических работников вузов
Ученая степень кандидата психологических наук Присваивается психологам, подтвердившим свою научно-педагогическую квалификацию в виде успешной сдачи кандидатских экзаменов по философии, иностранному языку и научной специальности, а также успешно защитившим диссертацию на соискание ученой степени по данной научной специальности. Ученая степень доктора психологических наук Является высшей научной квалификацией. Специального обучения для получения этой степени не проводится. Соискатель должен подготовить и защитить диссертацию на соискание ученой степени доктора психологических наук по соответствующей научной специальности (общая психология, психология личности, педагогическая психология и т. д.). Данная диссертация должна быть научно-квалификационной работой, в которой на основании выполненных автором исследований разработаны теоретические положения, совокупность которых можно квалифицировать как новое крупное научное достижение. Ученое звание доцента Присваивается лицу, имеющему, как правило, ученую степень кандидата наук, ведущему преподавательскую, научную и методическую работу в высших учебных заведениях. Ученое звание профессора Присваивается лицу, имеющему, как правило, ученую степень доктора наук, ведущему преподавательскую, научную и методическую работу в области высшего и послевузовского профессионального образования. Ученые степени и звания
Повышение квалификации научно-педагогических работников проводится не реже одного раза за 5 лет в образовательных учреждениях системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров, в высших учебных заведениях, в ведущих российских и иностранных научных и производственных организациях путем: обучения; прохождения стажировок; подготовки и защиты диссертаций; участия в работе семинаров; а также с использованием других видов и форм повышения квалификации (Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования, 2001, с. 71). Повышение квалификации
Функции преподавателя психологии и его роли Деятельность преподавателей предполагает выполнение нескольких функций: Обучающей, Воспитательной, Организаторской Исследовательской Однако в действительности может доминировать только одна функция и соответствующие ей виды деятельности. В работе преподавателей высших учебных заведений самую важную роль играет исследовательская функция, которая с профессиональными обязанностями преподавателей средних учебных заведений обычно не связана. Однако в их работе возрастает значимость обучающей и воспитательной деятельности.
Переход к педагогической деятельности предполагает адаптацию к новым ролям: От роли Подчиненного Реагирующего Слушателя Ведомого Низкой ответственности Члена группы Мотивируемого Отвечающего Оцениваемого Учащегося К роли Руководителя Инициатора Говорящего Лидера Высокой ответственности Лидера группы Мотиватора Спрашивающего Оценивающего Обучающего
Ролевые позиции преподавателя Н. С. Пряжников и Е. Ю Пряжникова выделяют следующие ролевые позиции преподавателя психологии: «Преподаватель специалист в своей области». Эта позиция предполагает уважение к преподавателю и в то же время большую психологическую дистанцию и формальное профессиональное общение. «Преподаватель верный друг». Эта позиция предполагает более неформальное общение. Однако в данном случае может возникнуть проблема чрезмерного сокращения социальной дистанции между учителем и учеником, когда студенты вообще перестают воспринимать преподавателя как «специалиста». «Преподаватель психотерапевт». Некоторые студенты полагают, что поскольку преподаватель является психологом, он в состоянии решить их личные проблемы или проблемы их знакомых. Задача преподавателя иная, быть может, даже более сложная, чем задача психотерапевта в традиционном понимании.
«Преподаватель пример для подражания во всем». Это, по мнению Пряжниковых, не самая худшая ролевая позиция; главное, чтобы было с чего брать пример. На самого преподавателя это налагает особую ответственность, ведь очень трудно быть «идеальным» и «образцовым», да еще когда за тобой пристально наблюдают «обожающие» и такие «доверчивые» глаза студента (или студентки). Преподаватель объект насмешек». И школьники, и студенты часто находят удовольствие в том, что «перемывают косточки» своим учителям и преподавателям. Это нормальное явление. Другое дело, что иногда обсуждение преподавателей принимает грубую форму. Педагогами было замечено что грубые насмешки и придирки обычно обращены к преподавателям, которые заслуживают этого (злые, некомпетентные, позволяющие себе приходить на занятия «навеселе» и т. п.). Что же касается преподавателей, которые по-своему любят студентов и знают свой предмет, то отношение к ним обычно самое хорошее, даже, несмотря на явные недостатки в их поведении или одежде. «Преподаватель полицейский». Студентам с их неорганизованным свободным временем иногда требуется строгий старший товарищ. Но студент все-таки уже взрослый человек и самое главное для него поскорее научиться быть настоящим взрослым. Но при постоянном контроле и опеке со стороны преподавателя это сделать очень сложно. Тем не менее, некоторые студенты с радостью принимают таких «преподавателей-полицейских».
Знания, умения, способности и личностные качества преподавателя психологии.
Важнейшие качества преподавателя психологии: Быть разносторонне образованным, эрудированным в различных областях психологических знаний, а также в других науках. Хорошо знать преподаваемый предмет. Уметь самостоятельно подбирать учебный материал. Определять оптимальные средства и эффективные методы обучения. Уметь доступным образом объяснять учебный материал, чтобы обеспечить его понимание и усвоение студентами. Уметь создать мотивацию студентов для усвоения учебного материала. Обладать требовательностью к знаниям и умениям студентов. Обладать коммуникативными и организаторскими способностями и педагогическим тактом. Владеть логикой и иметь хороший словарный запас. Владеть выразительными средствами общения, ораторскими и артистическими способностями. Обладать наблюдательностью и умением понять студента. Быть способным к рефлексии собственной преподавательской деятельности.
Преподаватель психологии как индивидуальность: Каждую лекцию Алексей Николаевич читал ярко, с большим подъемом и вдохновением, сопровождая изложение выразительными жестами. Его устная речь, как и письменная, не была простой для восприятия. Особенно трудно было понимать его студентам младших курсов. Но это не только не отталкивало, а, наоборот, ещё больше привлекало слушателей. Аудитория была всегда переполнена; его слушали студенты разных курсов, сотрудники, аспиранты и даже посторонние люди А. Н. Леонтьев
Преподаватель психологии как индивидуальность: Современники вспоминают о редкостном ораторском таланте Ананьева. Доклады, вы ступления, лекции и даже реплики Бориса Герасимовича воспринимались как замеча тельные образцы ораторского искусства и неизменно покоряли слушателей. Он не прибегал к нарочитым эффектным приемам, излагал мысли строго, серьезно, иногда даже отстраненно, но с потаенной страстью, которая прорывалась наружу в голосе, жесте, взгляде. В его устной и письменной речи не было расчетливой красивости, зато присутствовали юмор, неожиданный эпитет и искренний пафос. Б. Г. Ананьев
Знание предмета. В высших учебных заведениях, особенно на психологических факультетах, традиционно ценится научная компетентность преподавателя и его знание предмета. Преподавательские должности рассматриваются как научно-педагогические. Учебный курс обычно преподает старший преподаватель, доцент или профессор, который сам проводит исследования в данной научной области или ведет практическую психологическую работу. Это традиционная практика в университетах многих стран.
Интеллект Интеллектуальные качества имеют огромное значение не только для ученого, но и для преподавателя. Умный человек одна из характеристик, наиболее часто упоминаемых студентами, когда они оценивают уважаемого ими преподавателя. Очень примечательно высказывание В. Н. Дружинина: «Нет успешного психолога без высокого интеллекта» Чтобы понятно объяснять учебный материал студентам, преподаватель прежде всего должен сам ясно понимать его. Именно в отношении преподавателя особенно справедлива крылатая истина: «Кто ясно мыслит тот ясно излагает».
Артистизм и ораторские умения От преподавателей часто ждут «интересного» и даже «артистического» изложения материала по учебному курсу. Небольшой импровизированный опрос нескольких групп студентов-психологов показал, что «самым важным качеством» у преподавателей психологии многие студенты считают «остроумие и веселый нрав». «Ораторское искусство профессора заключается не в легкости и отдаленности стиля его речи, но в способности его мыслить во время речи, открывать на лекции новые доказательства… Конечно, некоторый минимум выразительных средств необходим для преподавателя научного курса…»
Педагогические установки. Виды установок Позитивная Негативная преподаватель дольше ждет ответа на поставленный вопрос; при затруднении в ответе задает наводящие вопросы, делает подсказки; поощряет улыбкой или взглядом; при неверном ответе не спешит с оценкой, а старается подкорректировать его; чаще обращается к такому студенту взглядом на занятии преподаватель дает студенту меньше времени на ответ преподаватель не задает наводящих вопросов и не дает подсказок; при неверном ответе спешит переадресовать вопрос другому студенту или сам дает правильный ответ; чаще порицает и меньше поощряет старается не замечать успехов такого студента; иногда вообще не работает с ним на занятии
Доброта и уважение преподавателя по отношению к студентам Уважение к студенту: ему дается право выбора (в определенных пределах); ему дается право высказаться (не обязательно здесь и теперь); его мнение ценится (не обязательно принимается как правильное). Имитация доброты: Преподаватель - «пересказчик» учебников («бедным студентам так легче»), Преподаватель - «артист» или «весельчак-юморист» («студентам должно быть интересно и весело»), Преподаватель - «самодовольный», уверенный в своих «крепких знаниях» и «интеллектуальной непогрешимости» («студентам приятно видеть перед собой "сильную" личность»
Отношение преподавателя к критике со стороны студентов. Необходимо дать студенту возможность кратко изложить свою точку зрения. Можно вынести спорную тему к обсуждению на семинарском занятии. Никогда нельзя отвечать на серьёзный вопрос студента остроумной шуткой.
Личные отношения преподавателя со студентами. Важно, чтобы личное отношение преподавателя не мешало объективной оценке знаний и умений студентов. Интимные отношения между преподавателем и студентом, при их наличии, не должны выставляться напоказ.
Стиль педагогического общения преподавателя и студентов Стиль общения со студентами Авторитарный ЛиберальныйДемократичный Плюсы Четкость инструкций и заданий, своевременный контроль их выполнения. Студенту предоставляется право самоконтроля. Студентам дается возможность для проявления собственной активности в учебном процессе. Минусы Недооценивается положительное значение таких качеств, как осознанность, самостоятельность и инициативность. Анархия в организации учебных занятий, попустительство, низкая требовательность. Недостатки преподавания психологии не выявлены.