Тонкова Юлия Михайловна, Веретенникова Надежда Николаевна, Воспитатели, первой квалификационной категории МАДОУ «Детский сад 7», г. Соликамск, Пермский край. РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК СРЕДСТВО ПОДГОТОВКИ РУКИ К ПИСЬМУ
« Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев …». В. А. Сухомлинский
Компоненты готовности к письму : зрительно - двигательную координацию ; зрительное восприятие ; слухавую память ; слуха - моторную координацию ; развитие мелкой моторики рук. М.М.Безруких, Е.Н. Соколова, М.М. Кольцова, С.О.Филиппова, Л.В. Антакова-Фомина, С.П. Ефимова
Двигательный навык развитость мелкой мускулатуры пальцев, легкость руки, сенсорно - двигательные связи и координации, способствующие выполнению произвольных движений и коррекций высокой точности по силе, скорости, направленности и размаху ; развитие пространственно - ориентированной способности двигательной ориентации и координации на ограниченной плоскости : линейке, строке, клеточке ; быстрое нахождение левой и правой сторон и т. д.; сформированность зрительно - двигательных образов и представлений. развитие аналитического восприятия и воспроизведения предметных изображений и буквенных знаков поэлементно - целостным способом. В. А. Силивон
Графический навык умение красиво и легко ( а значит ненапряженно ) рисовать колебательными, вращательными, плавными, отрывными и ритмизированными движениями графические элементы различного содержания ( предметные изображения, линии любой конфигурации - широкие, узкие, нитевидные, ломаные, спиралевидные ). легко и непринужденно удерживать пишущий инструмент ( карандаш, ручку ), соблюдая необходимый угол наклона ; устойчивое сохранение правильной позы у рисующего или пишущего ребенка ; выполнение графических движений с интересом, увлеченно, без повышенной напряженности. В. А. Силивон
Графический навык – это определенные привычные положения и движения пишущей руки, позволяющие изображать знаки и их соединения. М. М. Безруких
Письмо - это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений рук, одно из наиболее комплексных умений, которые формируются в процессе обучения. М. М. Безруких, В. А. Силивон
Направления работы по подготовки руки к письму : развитие мелкой моторики руки ; тренировка зрительно - моторных и слуха - моторных координаций ; обучение ориентировки на листе бумаги ; формирование графических навыков.
Коллекция мячиков. Упражнение « Покатай мячик ?».
Бигуди. Катаем в ладошках в разных направлениях.
Вязанная перчатка. Упражнение « Липучка ».
Сухой бассейн ( засушенные бобы ). Находим разнообразные предметы.
Катушка с нитками. Сматываем нитку.
Носочки с бусинками. Надеваем на руки, выполняем массаж.
Первые зубные щётки малыша. Упражнение « Пальчики целуются »
Бусинки, пуговицы. Нанизываем на леску. Упражнение « Лыжник »
Коллекция бусинок. Создаём бусы.
Резинки для денег. Упражнение « Гармошка ».
Разноцветные шнурки. Упражнение « Нарисуй ».
Грунт для аквариума. Создаём узор. Упражнение « Дорожка ».
Волчок - разные формы.
Игры со счётными палочками. Упражнение « Построй »
Игры с клеточным полем. Упражнение « Муха », « Поиски »
Игры с кольцами ( от скотча ). Упражнение « Поворот »
ЛИТЕРАТУРА 1. Гаврина, С. Е. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать Текст : методическое пособие / С. Е. Гаврина, Н. Л Кутявина, И. Г. Топоркова. – Ярославль : Академия развития, с. 2. Кольцова, М. М. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг Текст : пособие / М. М. Кольцова, М. С. Рузина. – СПб.: Детство - пресс с. 3. Логопедия Текст : учебник для студ. дефектолог. фак. пед. Вузов / ред. Л. С. Волкова, С. Н. Шаховская. – 3- е изд., перераб. и доп. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, – 680 с. 4. Филиппова, С. О. Подготовка дошкольников к обучению письму. Влияние специальных физических упражнений на эффективность формирования графических навыков Текст : учебное пособие / С. О. Филиппова. – СПб.: Питер, с. 5. Цвынтарный, В. В. Играем пальчиками и развиваем речь Текст : методическое пособие / В. В. Цвынтарный. – Нижний Новгород, с.
Спасибо за внимание …