ВАХИТОВА М.Н УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ Деятельностный подход на этапе изучения нового материала МБОУ «Прииртышская СОШ»
Герберт Спенсер «Великая цель образования – это не знания, а действия»
ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ – ЭТО ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА, В КОТОРОМ ГЛАВНОЕ МЕСТО ОТВОДИТСЯ АКТИВНОЙ И РАЗНОСТОРОННЕЙ, В МАКСИМАЛЬНОЙ СТЕПЕНИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКА
ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ, НАПРАВЛЕННЫЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ СРЕДСТВ И СПОСОБОВ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Ведущим принципом процесса обучения является
НАЛИЧИЕ У ДЕТЕЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО МОТИВА И КОНКРЕТНОЙ УЧЕБНОЙ ЦЕЛИ ВЫПОЛНЕНИЕ УЧЕНИКАМИ ОПРЕДЕЛЁННЫХ ДЕЙСТВИЙ ДЛЯ ПРИОБРЕТЕНИЯ НЕДОСТАЮЩИХ ЗНАНИЙ; ВЫЯВЛЕНИЕ И ОСВОЕНИЕ УЧАЩИМИСЯ СПОСОБА ДЕЙСТВИЯ, ПОЗВОЛЯЮЩЕГО ОСОЗНАННО ПРИМЕНЯТЬ ПРИОБРЕТЁННЫЕ ЗНАНИЯ; ФОРМИРОВАНИЕ У ШКОЛЬНИКОВ УМЕНИЯ КОНТРОЛИРОВАТЬ СВОИ ДЕЙСТВИЯ – КАК ПОСЛЕ ИХ ЗАВЕРШЕНИЯ, ТАК И ПО ХОДУ; ВКЛЮЧЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ОБУЧЕНИЯ В КОНТЕКСТ РЕШЕНИЯ ЗНАЧИМЫХ ЖИЗНЕННЫХ ЗАДАЧ. Деятельностный подход к обучению предполагает:
Искать Думать Сотрудничать Приниматься за дело Адаптироваться
Структура уроков введения нового знания обычно имеет следующий вид: I. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент) минуты Цель: включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне «надо» «хочу» «могу»
II.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии минут Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося.
III. Постановка учебной задачи – 4-5 минут Цель: обсуждение затруднения («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»)
IV. Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения) минут На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий
V. Первичное закрепление 4-5 минут Цель: проговаривание нового знания
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу (эталону) минут. Каждый должен для себя сделать вывод о том, что он уже имеет.
VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение минут Сначала детям предлагаются задания, которые содержат новый алгоритм, новое понятие. Затем предлагаются задания, в которых новое знание используется вместе с изученными ранее.
VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) 2-3 минуты Цель: осознании обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и всего класса.
Деятельностный метод является универсальным средством, предоставляющим учителю инструментарий подготовки и проведения уроков в соответствии с новыми целями образования.
Деятельностный подход в обучении позволяет учителю использовать в своей практике различные способы организации учебного процесса. Эффективным является использование метода проектов в начальной школе.
Групповая форма работы работа в парах: Придумать для соседа по парте задание по закрепляемой теме. Составить домашнее задание
Вывод Таким образом, использование приёмов проблемного обучения, проектных методик и групповых форм работы даёт учителю возможность реализовать деятельностный подход в обучении младших школьников.