Здоровьесберегающая направленность образовательного процесса
«Забота о человеческом здоровье, тем более здоровье ребенка - … это, прежде всего, забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества». В.А.Сухомлинский
1. Что вы понимаете под понятием здоровье? Какого человека можно считать здоровым?
2. Каков лично у вас уровень мотивации на сохранение и укрепление индивидуального здоровья?
3. Какова у нас в стране культура здоровья? Насколько сформирована целостная и целенаправленная система формирования культуры здоровья населения?
4. Какие факторы в первую очередь влияют на состояние здоровья учеников? Учителей?
ФАКТОРЫ: 1. Гигиенические условия, представляющие угрозу здоровью Шум, освещенность, воздушная среда, размер помещений, дизайн, цвет стен, используемые стройматериалы, краска мебель: размеры, размещение в помещении; видео экранные средства – компьютеры, телевизор; пищеблок: ассортимент, качество пищи, организация питания; экологическое состояние прилегающей территории; состояние сантехнического оборудования.
ФАКТОРЫ: 2. Учебно-организационные факторы: (зависящие в большей степени от администрации школы) объем учебной нагрузки, ее соответствие возрастным и индивидуальным возможностям школьника; расписание уроков, распределение нагрузки по дням, неделям, в учебном году; организационно – педагогические условия проведения урока (плотность, чередование видов учебной деятельности, проведение физкультминуток, упражнений для зрения и т.п.); объем физической нагрузки – подняли, за неделю, за месяц ( на уроках физической культуры, на переменах, во внеурочное время); медицинское и психологическое обеспечение школы; участие родителей в жизни школы; психологический климат педагогического коллектива; наличие системы работы по формированию культуры здоровья и здорового образа жизни учащихся.
ФАКТОРЫ: 3. Психолого -педагогические факторы (зависящие в большей степени от учителя) Психологический климат в классах, на уроке, наличие эмоциональных разрядок; Стиль педагогического общения учителя с учащимися; Характер проведения опросов и экзаменов, проблема оценок; Степень реализации учителем индивидуального подхода к ученикам (особенно группы риска); Особенности работы с трудными подростками в классе. Соответствие используемых методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников; Степень ограничений в свободе естественных телесных эмоциональных и мыслительных проявлений учащихся на уроках; Личностные, психологические особенности учителя, его характера, эмоциональных проявлений; Состояние здоровья учителя, его образ жизни и отношение к своему здоровью. Обремененность учителя собственными проблемами, его способность психоэмоционального переключения; Степень педагогической автономии и возможности инновационной деятельности учителя. Профессиональная подготовленность учителя по вопросам здоровьесберегающих образовательных технологий.
Деятельность школы направлена на Формирование у учащихся и их родителей здорового образа жизни Создание здоровой и безопасной среды Совершенствование материально- технической базы для физического развития и воспитания Совершенствование психологической поддержки школьников, профилактика девиантных форм поведения
Принципы Принципы Принципы Учет особенностей данной возрастной группы учащихся Учёт состояния здоровья ученика и его индивидуальных психофизиологических особенностей Структурирование урока с учётом изменений работоспособности Использование на уроках здоровьесберегаю щих действий
Здоровьесберегающие технологии в образовании – это организация учебно-воспитательного процесса, позволяющая достигать положительного результата без излишнего напряжения и переутомления учащихся и учителей. При этом речь не идет об избавлении от нагрузки вообще (без неё невозможно ни умственное, ни физическое развитие), но нагрузка должна быть индивидуализирована, рациональна, приводить к успеху без переутомления и утраты здоровья.
Направления для укрепления здоровья учащихся Профилактика и оздоровление Образовательный процесс Информационно- консультативная работа Участие в создании внутришкольной среды Регулярное прохождение диспансеризации. Утренняя зарядка. Обучение навыкам самоконтроля и самодиагностики. Сбалансированное питание. Рациональная организация урока урока Рациональное расписание. Соблюдение санитарно- гигиен.норм Дополнительные диагностические мероприятия. Информационные стенды. Консультации врачей- специалистов и психологов. Самоуправление Проведение мониторинга Работа в творческих группах по пропаганде здорового образа жизни. Физкультурно- оздоровительная работа
Кратко можно суммировать основные рекомендации по организации здоровьесберегающей деятельности в школе следующим образом: 1. Ребенок должен постоянно ощущать себя счастливым. Помогите ему в этом. 2. Каждый урок должен оставлять в душе ребенка только положительные эмоции. 3. Дети должны испытывать ощущение комфорта, защищенности и, безусловно, интерес к уроку.
1.Диспансеризация; 2. Профилактические прививки; 3. Дни и Недели Здоровья; 4. Спортивные школьные праздники; 5. Участие в районных спортивных соревнованиях; 6. Беседы о здоровье с учащимися; 7. Беседы о здоровье с родителями.
Направления для укрепления здоровья учителей и сотрудников школы Профилактические мероприятия Психо- терапевтическая программа Информационно- консультативная работа Лечебная физическая культура Тренажерный зал Аэротерапия Психологические тренинги. Индивидуальные консультации. Развитие навыков по восстановлению благоприятного эмоционального состояния. состояния. Консультации и рекомендации по работе с учащимися и родителями. Тематические семинары и педагогические советы. Курсы повышения квалификации.
Направления для укрепления здоровья родителей Информационно- консультативная работа Информация о результатах диспансеризаций и дополнительных медицинских исследований. Университет для родителей по вопросам здорового образа жизни. Консультации врачей-специалистов. Консультации и рекомендации школьной психологической службы.
Профессор, доктор медицинских наук Брехман И.И. Именно здоровье людей должно служить главной визитной карточкой социально- экономической зрелости, культуры и преуспевания государства, а не морское судно или воздушный корабль, как нередко считают.