Учитель физики Павлова Ирина Викторовна Учитель физики Павлова Ирина Викторовна Доклад Использование здоровьесберегающих технологий на уроках физики
«Забота о человеческом здоровье, тем более о здоровье ребенка – … это, прежде всего, забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества» В.А. Сухомлинский
Одной из важнейших задач, стоящих перед школой, является сохранение здоровья детей. Поэтому очень важна правильная организация учебной деятельности для сохранения здоровья ребенка, а именно: благоприятный эмоциональный настрой; соблюдение гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота); построение урока с учетом работоспособности учащихся; строгая дозировка учебной нагрузки; проведение физкультминуток и динамических пауз на уроках.
Для чего это нужно? Для чего это нужно? С учётом особенностей детского организма для предупреждения утомления, нарушения осанки, зрения, а также для повышения работоспособности и активизации мыслительной деятельности рекомендуется проводить физкультминутки, гимнастику для глаз и динамические паузы в середине урока ( если тот длится не менее 45 минут). Внешними проявлениями утомления являются учащение отвлечений, потеря интереса и внимания, ослабление памяти, нарушение почерка, снижение работоспособности. Первые признаки утомления служат сигналом к выполнению физкультминуток. Поэтому несколько минут на уроке необходимо уделять динамическим паузам. Потраченное время окупается повышением хорошего настроения, усилением работоспособности учащихся, а, главное, укреплением их здоровья: физкультминутки положительно влияют на аналитике - синтетическую деятельность мозга, активизируют сердечно - сосудистую и дыхательную системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов и работоспособность нервной системы. В 5-9 классах специалисты рекомендуют проводить физкультминутки, начиная с 3 урока (на минуте) в течение не менее 2-3 минут.
Примеры физкультминуток В начале учебного дня, на первом уроке, можно провести точечный массаж биологически активных точек лица и головы, чтобы окончательно «разбудить» детей и задать соответствующий рабочий настрой на целый учебный день. При массаже активизируется кровообращение в кончиках пальчиков, что предотвращает застой крови не только в руках, но и во всем теле, так как кончики пальцев непосредственно связаны с мозгом. Массаж проводится в следующей последовательности: 1) точка на лбу между бровями («третий глаз»); 2) парные точки по краям крыльев носа (помогает восстановить обоняние); 3) точка посередине верхнего края подбородка; 4) парные точки в височных ямках; 5) три точки на затылке в углублениях; 6) парные точки в области козелка уха.
Очень хорошо если предлагаемые упражнения для физкультминутки органически вплетаются в канву урока. Так, например: - Игра с мячом: учитель, кидая мяч, задает ученику вопрос, отдавая мяч обратно, ученик отвечает. Тема игры подбирается в соответствии с темой урока – величина+единица измерения+прибор для измерения величины. - Правильно-неправильно: учитель произносит высказывание по изучаемой теме – если оно верное, ученики встают; если неверное – поднимают руки вверх (можно предложить другие движения)
-Можно придумать специальные движения, приуроченные к изучению различных тем. Пример: При изучении темы «Способы изменения давления» в 7 классе провести физкультминутку- эксперимент: предложить детям встать на одну ногу, на обе ноги, встать на цыпочки, взять в руки книгу, положить книгу на место, при этом каждый раз выясняя, что происходит с давлением, которое каждый из них оказывает на пол.
Упражнение 1 « Диффузия» Учитель : Что такое диффузия? Ученик: Проникновение молекул одного вещества в промежутки между молекулами другого. Можно сказать, это перемешивание веществ. Учитель: Давайте попробуем показать это явление. Встанем рядом с партами. Ученики, стоящие за соседними партами, поменяются местами. А теперь вернемся на свои места. Упражнение выполним 2-3 раза.
Упражнение 2 «Инерция» Учитель: Что такое инерция? Ученик : Сохранение телом своей скорости. Учитель: Давайте представим, что мы – пассажиры автобуса. Покажем, как будет меняться положение вашего тела при его движении. 1)Автобус тронулся с места. ( Ученики отклонились назад) 2)Автобус повернул налево. (Ученики отклонились вправо) 3)Автобус повернул направо. (Ученики отклонились влево) 4) Автобус затормозил. ( Ученики отклонились вперед)
Упражнение 3 « Давление» Учитель: Как можно увеличить давление на опору? Ученик: Уменьшить площадь опоры. Учитель : Встанем возле парт. А теперь увеличим давление на пол – встанем на левую ногу. А теперь постоим на правой. Снова уменьшим давление – встанем на обе ноги.
Упражнение 4 « Трение покоя» Учитель: Что называют трением покоя? Ученик: Трение, возникающее между покоящимися телами. Учитель: Давайте покажем, как сила трения покоя помогает нам отталкиваться от пола. Встанем на носочки, потянемся вверх. Упражнение выполняем 2-3 раза.
Упражнение 5 «Маятник» Учитель : Какие движения совершает маятник? Ученик : Колебательные. Учитель: Давайте покажем движения маятника.( Ученики делают наклоны туловища влево – вправо). Упражнение 6 « Невесомость» Учитель : Когда наступает состояние невесомости? Ученик: Когда на тело действует одна сила тяжести. Учитель : Давайте побудем в состоянии невесомости. Что для этого нужно сделать? Ученик : Подпрыгнуть. ( Ученики делают несколько прыжков на месте)
Упражнение 7 « Волна» Учитель: Что называют волной? Ученик: Это распространение колебаний от точки к точке. Учитель: Давайте изобразим волну ( Ученики последовательно встают из – за парт: сначала ученики, сидящие за первыми партами, затем за вторыми и так далее. А затем также последовательно садятся.) Упражнение 8 « Упругость» Учитель: Какие деформации называют упругими? Ученик: Если тело после деформации возвращается в исходное состояние. Учитель : С помощью наших рук покажем упругую деформацию. Сожмем пальцы в кулак и снова выпрямим их. И так несколько раз.
Упражнение 9 « Спектр» На передней стенке класса закреплены на разной высоте разноцветные буквы: К,О,Ж,З,Г,С,Ф. Учитель : Как выглядит спектр солнца? Ученик: Радужная полоска из 7 цветов. Учитель: Какой стишок помогает запомнить чередование цветов в спектре? Ученик: Каждый охотник желает знать, где сидит фазан. Учитель: Давайте назовем цвета в правильной последовательности и найдем глазами соответствующие буквы. Упражнение повторим несколько раз. Упражнение 10 « Электрон» Учитель: По какой орбите движутся электроны в атомах? Ученик: По круговой. Учитель: Давайте представим, что мы наблюдаем за движением электрона. Проследим за ним глазами. (Ученики выполняют вращательные движения глазами – по часовой стрелке и против.)
На уроках так же важно включать в физкультминутки упражнения для глаз, так как они служат профилактикой нарушения зрения. Это следующие упражнения: - вертикальные движения глаз вверх-вниз; - горизонтальные вправо-влево; - вращение глазами по часовой стрелке и против; - массаж век и другие.
Для улучшения работы мозга на разных этапах урока предлагается использовать следующие упражнения: - растирание ушных раковин и пальцев – активизирует все системы организма, т.к. более тысячи биологически активных точек на ухе известно в настоящее время, поэтому, массируя их, можно опосредованно воздействовать на весь организм. Нужно стараться так помассировать ушные раковины, чтобы уши «горели». Упражнение можно выполнять в такой последовательности: 1) потягивание за мочки сверху вниз; 2) потягивание ушной раковины вверх; 3) потягивание ушной раковины к наружи; 4) круговые движения ушной раковины по часовой стрелке и против. - перекрёстные движения – активизирует оба полушария головного мозга; - качание головой – улучшает мыслительную деятельность и мозговое кровообращения.
Также хотелось бы выделить среди многочисленных оздоровительных комплексов упражнений гимнастику для шейного отдела позвоночника. Именно эта часть тела оказывается в большей степени неподвижной во время урока. Гимнастика для шейного отдела позвоночника. а) корпус прямой, подбородок опущен на грудь; подбородком скользим вниз по грудине, чередуя напряжение и легкое расслабление; б) корпус прямой, голову не запрокидываем, а слегка отклоняем назад, подбородок направлен в потолок, тянемся подбородком вверх, на секунду останавливаясь и отпуская напряжение, но, не расслабляясь; и снова тянемся подбородком вверх; в) наклоны головы поочередно к левому и к правому плечу; без особых усилий пытаемся коснуться ухом плеча; г) корпус прямой, голова на одной линии с позвоночником; медленно уводим взгляд вправо, следом поворачиваем голову до упора, каждый раз дополнительными усилиями пытаемся увеличить угол поворота; сделаем несколько таких движений в одну сторону, затем это же упражнение в другую сторону; перенапряжения недопустимы; д) круговые движения головой: по часовой стрелке и против (объединяем в одно упражнение а), б), в)).
Использование физкультминуток и динамических пауз на уроках физики обеспечивает сохранение психического и физического здоровья учащихся, способствует лучшему овладению ими системой физических знаний, умений и навыков. В заключении…
Не забывайте ! Нужно помнить, что любое упражнение может принести пользу, не оказать никакого воздействия или принести вред. Поэтому нужно выполнять его очень старательно, обязательно в хорошем настроении!
Спасибо !