Портфолио школьника одна из форм оценки результатов образования
А) усовершенствование оценочного компонента в рамках существующей (традиционной системы) обучения; Б) перестройка процесса обучения и, соответственно, оценочной деятельности на принципиально новой концептуальной основе: в младших классах – без оценок; в старших - портфолио.
Портфолио позволяет учитывать самые разнообразные результаты образовательной активности ученика: учебные, творческие, коммуникативные и т.д. Портфолио предполагают идеальный вариант для контроля прямого опыта учащихся при оценке работ программы и измерения изучения значимых задач.
Портфолио помогает: Выявить и поддержать детей, проявляющих интерес к исследовательской деятельности; Оказать помощь ребенку в овладении способами исследовательской деятельности.
В законе РФ «Об образовании» под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимся установленных государством образовательных достижений. Базовым уровнем системы оценки качества образования выступает оценка обучающегося через оценку его индивидуальных образовательных достижений.
Оценка – это мера, которая показывает соотношение знаний ученика с нормами, установленными обществом для определения различных этапов освоения культуры.
С неполным использованием оценочной шкалы связаны следующие ошибки: 1. Строгость в оценке 2. Мягкость в оценке 3. Усреднение оценки (центризм) 4. Эффект «ореола» 5. Эффект недавности (свежести) 6. Эффект контраста 7.Атрибуция
Самое главное – ученик сам решает, что он хочет положить в свою папку, или портфель. Тем самым от него требуется самооценка.
Метод портфолио обеспечивает дифференцированный подход к принятию решений, который повлияет на отношение детей к работе и школе в целом.
Самая трудная задача для детей – это представить, то есть сделать видимым свой собственный путь учения. Я рассматриваю свое собственное учение, для того, чтобы выявить, как я учусь.
Название раздела Компоненты раздела Формированию каких УУД способствуют «Портрет»Личные данные учащегося:Личностные «Рабочие материалы» Предметные файлы, которые содержат все лучшие работы по предметам за определенный учебный год. Листы самоанализа и взаимооценки за определенный период Регулятивные Познавательные «Достижения»Исследовательские проекты, статьи, творческие работы и др.; Грамоты, дипломы, свидетельства, удостоверения, сертификаты. Личностные Регулятивные Коммуникатив. «Результаты учебной деятельности» 5-8 кл. – средний балл годовых оценок; 9 кл. – результаты государственной (итоговой) аттестации; средний балл аттестата; 10 кл. - средний балл годовых оценок; 11 кл. – результаты государственной (итоговой) аттестации (в т.ч. ЕГЭ); Результаты муниципальных тестирований, репетиционных, пробных экзаменов, итогового тестирования. Личностные Регулятивные Коммуникативны е
Формы оценки портфолио каждый ученик определяет для себя сам. Это может быть: выставка, публичная презентация в конце четверти, года (может проходить на классном часе, собрании родителей), где дети анализируют то, чему они научились, определяют свои самые значительные достижения, знакомят одноклассников с планами на будущее.
«Если ты не можешь быть широкой дорогой, будь узенькой тропинкой. Если ты не можешь быть солнцем, будь звездой на небе. Только найди своё дело и старайся стать самым лучшим» Дуглас Мэллох