А.Фет Учись у них – у дуба, у березы… А.Фет Учись у них – у дуба, у березы… А.Фет Учись у них – у дуба, у березы …
Пункт 1 Пункт 2 Пункт 3 – Вложенный пункт 1 – Вложенный пункт 2 – Вложенный пункт 3 Учись у них – у дуба, у березы. Кругом зима. Жестокая пора!
Уважаемые коллеги! Вы можете использовать данное оформление для создания своих презентаций, но в своей презентации вы должны указать источник шаблона. Автор данного шаблона: Ермолаева Ирина Алексеевна уччитель информатики и математики МОУ «Павловская сош» с.Павловск Алтайский край Название сайта: Напрасные на них застыли слезы, И треснула, сжимается, кора.
Все злей метель и с каждою минутой Сердито рвет последние листы,
И за сердце хватает холод лютый; Они стоят, молчат; молчи и ты!
Но верь весне. Ее промчится гений,
Опять теплом и жизнию дыша,
Для ясных дней, для новых откровений Переболит скорбящая душа.
Деятелиность уччителя Деятелиность учащихся 1. Целеполагание Какова цель нашей работы? Варианты ответов - Понять текст художественного произведения -учиться применять знания правил русского языка на практике -развивать речь, мышление -знать нормы русского языка – понимать текст – приобретать все больше знаний, т.е. уметь развиваться, расти 2Планирование В какой последователиности мы работаем над текстом? Назовчите три ступени понимания текста 1. Читаем текст 2. Разбираем текст, используя знания законов языка 3. Обобщаем (О чем текст?) 4.Прочитал, но не все понял 5. Прочитал и понял то, что там есть 6. Прочитал и понял даже то, чего в нем нет, но я почувствовал Анализ текста стихотворения А.А.Фета « Учись у них – у дуба, у березы » Цель: Создать условия для овладения учащимися языковими единицами, необходимими для коммуникативных целей: для выражения разнообразных мыслей, чувств и для пробуждения потенциала языкового творчества, поиска своих собственных языковых форм, приемов выражения мыслей и чувств, конструирования текста
Деятелиность уччителя Деятелиность учащихся 1.1. Целеполагание Какова цель нашей работы? Варианты ответов - Понять текст художественного произведения -учиться применять знания правил русского языка на практике -развивать речь, мышление -знать нормы русского языка – понимать текст – приобретать все больше знаний, т.е. уметь развиваться, расти Ход урока
2Планирование В какой последователиности мы работаем над текстом? Назовчите три ступени понимания текста 1. Читаем текст 2. Разбираем текст, используя знания законов языка 3. Обобщаем (О чем текст?) 4.Прочитал, но не все понял 5. Прочитал и понял то, что там есть 6. Прочитал и понял даже то, чего в нем нет, но я почувствовал
- Сегодня мы познакомимся с произведение А. А.Фета « Учись у них – у дуба, у березы » А. Фет один из самых замечатель ных и своеобразных лириков золотого века нашей поэзии. Стихи его полны добра и любви, терпения и гордости, радости и печали, твердости духа и веры в лучшее, всего того, что выпадает на человеческий век, когда « мгновенье длится, словно век, и век проходит, как мгновенье » (Н. Шанский). Стихами поразчителино простими и прозрачними по своему языковому обличию, наглядно и ярко свидетельствующими, насколько « великим, могучим, правдивим » является наш чудесный русский язык. Фетовские миниатюры никогда не кончаются смысловим многоточием. Они точны и афористичны. « Небрежный » и дерзкий стих Фета до мозга костей бережно и тщателино обдуман и смиренно выточен. Среди самых запоминающихся фетовских стихотворений особо выделяется своей выразчителиностью и красотой, мудростью и верой стихотворение-миниатюра « Учись у них - у дуба, у березы ».
3. Реал изац ия план а Рабо та с текс том - Как ая жизненная позиция выражена в этом стихотворении? Горя чий призыв, не ссы лаяс ь и не жал уясь на трудности и не удач и, сомнения и горести, даже «во дни тягостных раздумий о судьбах... родины», не впадать «в отчаяние при виде всего, что совершается дом а» (Тур гене в) - Кака я страстная просьба звучит в стихотворении? Поэт ичес кий обет сам ого поэт а и страстная просьба к чита те лю выстоять, вытерпеть («О ни стоя т, мол чат; молчи и ты!» ) - В какой фор ме употреблены глаголы ? Как они звучат? Гла гол ы в пов ели тел ь ном наклонении ( учись (у них ) и молчи ( и ты), обр амл яю щих эту часть миниатюры, на пер вый взгляд, звучат как пря мой и непреложный приказ (и еще раз себе сам ому, и все м другим, кто хочет быть нас тоя щи м человеком ). Одн ако на са мом дел е это все го лишь добрый совет горячая просьба, основанная на большом опыте нар ода (в это над о ве рит ь: «Но верь вес не» ): лихолетье и безвременье что бы ни был о сме нят ся ясними дня ми созидания и тво р чес тва, так же, как жестокая зимняя пор а жив чите лин им теп лом весны. Работа с текстом - Какая жизненная позиция выражена в этом стихотворении? Горячий призыв, не ссылаясь и не жалуясь на трудности и неудачи, сомнения и горести, даже «во дни тягостных раздумий о судьбах... родины», не впадать «в отчаяние при виде всего, что совершается дома» (Тургенев) - Какая страстная просьба звучит в стихотворении? Поэтический обет самого поэта и страстная просьба к читателю выстоять, вытерпеть («Они стоят, молчат; молчи и ты!»)
- В какой форме употреблены глаголы? Как они звучат? Глаголы в повелчительном наклонении ( учись (у них) и молчи ( и ты), обрамляющих эту часть миниатюры, на первый взгляд, звучат как прямой и непреложный приказ (и еще раз себе самому, и всем другим, кто хочет быть настоящим человеком). Однако на самом деле это всего лишь добрый совет и горячая просьба, основанная на большом опыте народа (в это надо верить: «Но верь весне»): лихолетье и безвременье что бы ни было сменятся ясними днями созидания и творчества, так же, как жестокая зимняя пора живчителиним теплом весны. - В какой форме употреблены глаголы? Как они звучат? Глаголы в повелчителином наклонении ( учись (у них) и молчи ( и ты), обрамляющих эту часть миниатюры, на первый взгляд, звучат как прямой и непреложный приказ (и еще раз себе самому, и всем другим, кто хочет быть настоящим человеком). Однако на самом деле это всего лишь добрый совет и горячая просьба, основанная на большом опыте народа (в это надо верить: «Но верь весне»): лихолетье и безвременье что бы ни было сменятся ясними днями созидания и творчества, так же, как жестокая зимняя пора живчителиним теплом весны.
- Каково композиционное построение стихотворения? Двенадцать составляющих строк связаны в единое целое страстним призывом выстоять и стерпеть настоящее во имя лучшего будущего (с развернутой моти вировкой его справедливости) и твердой верой в то, что, как всякое будущее, оно обязателино будет. - Сколько частей имеет стихотворение? По своей структуре миниатюра распадается на две неравные, противопоставленные друг другу части; две строфы приказа выстоять и, не жалуясь, вытерпеть жестокую пору жизни, как это делают наши младшие зеленые братья, с одной стороны, и одна заключчителиная строфа призыва верить в лучшее: возрождение, тепло и свет, ясные дни новых открытий и свершений, с другой. - Каково композиционное построение стихотворения? Двенадцать составляющих строк связаны в единое целое страстним призывом выстоять и стерпеть настоящее во имя лучшего будущего (с развернутой мотивировкой его справедливости) и твердой верой в то, что, как всякое будущее, оно обязателино будет. - Сколько частей имеет стихотворение? По своей структуре миниатюра распадается на две неравные, противопоставленные друг другу части; две строфы приказа выстоять и, не жалуясь, вытерпеть жестокую пору жизни, как это делают наши младшие зеленые братья, с одной стороны, и одна заключчителиная строфа призыва верить в лучшее: возрождение, тепло и свет, ясные дни новых открытий и свершений, с другой.
- Кака я параллель проводится здесь? Д е р е в ь я с т о я т, н е с л о м и в ш и с ь и н е согнувшись : т е р п я т о б я з а н терпеть и выстоять и т ы, в е н е ц п р и р о д ы. - Каки е глаголы используются в первойй част и? И споль зуютс я глаголы прошедшего и настоящего времени. В первойй части перед нами настоящее, то, что есть, либо как ре зульт ат прош лого действия (застыли слезы, треснула... кора), либо как еще протекающее действие или наличное со стоян ие (Круг ом зима, Жест окая пора, Все злей мете ль, рвет, хватает, стоя т, молча т). Отсю да и соответствующие глаго линые форм ы настоящего и про шедш его времени: в первой м четве ро стиши и с двумя номин ативн ими предложениями, за котор ими следу ют две форм ы прошедшего времени; во втором с одним номин ативн им пред ложением, за котор им следу ют четыре глаго линые форм ы настоящего времени. - Какая параллель проводится здесь? Деревья стоят, не сломившись и не согнувшись: терпят обязан терпеть и выстоять и ты, венец природы. - Какие глаголы используются в первойй части? Используются глаголы прошедшего и настоящего времени. В первойй части перед нами настоящее, то, что есть, либо как результат прошлого действия (застыли слезы, треснула... кора), либо как еще протекающее действие или наличное состояние (Кругом зима, Жестокая пора, Все злей метель, рвет, хватает, стоят, молчат). Отсюда и соответствующие глаголиные формы настоящего и прошедшего времени: в первойм четверостишии с двумя номинативними предложениями, за которими следуют две формы прошедшего времени; во втором с одним номинативним предложением, за которим следуют четыре глаголиные формы настоящего времени.
- Какие глаголиные формы используются во второй части? Во второй части стихотворения перед нами уже будущее, то, что, по твердому убеждению поэта, настанет. Отсюда и соответствующие глаголиные формы будущего времени промчится, переболит. - Какое время характеризуется этими словами? Будущее, которое, по твердому утверждению автора, настанет( промчится, переболит.)
- С какой целью используются глагол в разных формах? Как яркое средство воздействия. - Где находятся глаголы в повелчителином наклонении? В начале и в конце первойй части. Образуют кольцевое единство. (Учись у них… Молчи и ты) - Какой звук повторяется в первойй строке? Что он несет? «Учись у них у дуба, у березы». Повторяется звук – у. Он подчеркивает эту строку как опорную для композиции всей миниатюры. - Что утверждается во второй части стихотворения? Возникает уверенное утверждение в будущее, которое опять же подчеркивается глаголом в повелчителином наклонении (верь) в сочетании с глаголом в будущем времени ( переболит), который смягчает и вносит твердую надежду в сказанное.
- Какие языковые средства используются автором? Устаревшие падежные формы: листы, жизнию. Слова разговорной речи: треснула кора, застыли слезы, все злей, хватает за сердце, лютый холод, дыша теплом, сердито рвет, промчится, переболит, ясные дни, душа и т. д Вывод Перед нами не «связных слов преднамеренный лепет» (Фет), а вылившийся в словах «трепет» души, любящей и прославляющей жизнь во всех ее проявлениях. 4. Рефлексия -В чем суть проделанной работы? -Сумели ли подняться на третью ступень понимания текста? Что вы почувствовали? Какое внутреннее состояние возникает при работе с этим стихотворением? Д о м а ш н е е з а д а н и е : н а п и с а т ь с о ч и н е н и е - р а с с у ж д е н и е н а о с н о в е д а н н о г о т е к с т а ( и л и п р о а н а л и з и р о в а т ь д р у г о й т е к с т и д р. ) Л и т е р а т у р а Н. М. Ш а н с к и й. О д н а и з д и д а к т и ч е с к и х м и н и а т ю р А. Ф е т а. Ж у р н а л « Р у с с к и й я з ы к в ш к о л е »
Домашнее задание: написать сочинение- рассуждение на основе данного текста (или проанализировать другой текст и др.) Лчитература Н.М.Шанский. Одна из дидактических миниатюр А.Фета. Журнал « Русский язык в школе »