Комментарии для неподготовленного читателя Любовная лирика Афанасия Афанасьевича Фета Работу выполнила Самарина Екатерина, ученица 10Б класса
Афанасий Афанасиевич Фет Сын помещика А. Н. Шеншина и Каролины Фет; был записан сыном Шеншина. Однако в 14 лет выяснилась юридическая незаконность этой записи, что лишило Фета всех дворянских привилегий. В 1844 он окончил словесное отделение философского факультета Московского университета и с целью получить дворянское звание поступил на военную службу (1845). Первый сборник стихов - "Лирический пантеон" (1840). Поэзия Фета музыкальна, мелодична. Поэт предпочитает подчас иметь дело не со смыслом, а со звуком - особо податливым материалом для выражения сиюминутного настроения.
Для Фета тема любви явилась основополагающей всего его творчества до конца жизни. Создание прекрасных стихов о любви объясняется не только божеским даром и особым талантом поэта. В случае с Фетом оно имеет и реальную автобиографическую подоплеку. Вдохновением для Фета являлась любовь его молодости - дочь сербского помещика Мария Лазич. Любовь их была столь высока и неугасаемая, сколь и трагична.
Поэзия для Фета – это состояние, впечатление, настроение Природа в его поэзии используется для описания состояния души, как неотъемлемой ее части Поэзия – прорыв из мира скорби в мир красоты В стихотворении важен не столь смысл, сколько его музыкальность, эмоциональность
*** Не здесь ли ты легкою тенью, Мой гений, мой ангел, мой друг, Беседуешь тихо со мною И тихо летаешь вокруг? И робким даришь вдохновеньем, И сладкий врачуешь недуг, И тихим даришь сновиденьем, Мой гений, мой ангел, мой друг…
*** На заре ты ее не буди, На заре она сладко так спит; Утро дышит у ней на груди, Ярко пышит на ямках ланит. И подушка ее горяча, И горяч утомительный сон, И, чернеясь, бегут на плеча Косы лентой с обеих сторон. А вчера у окна ввечеру Долго-долго сидела она И следила по тучам игру, Что, скользя, затевала луна. И чем ярче играла луна, И чем громче свистал соловей, Все бледней становилась она, Сердце билось больней и больней. Оттого-то на юной груди, На ланитах так утро горит. Не буди ж ты ее, не буди… На заре она сладко так спит!
*** Ты отстрадала, я еще страдаю, Сомнением мне суждено дышать, И трепещу, и сердцем избегаю Искать того, чего нельзя понять. А был рассвет! Я помню, вспоминаю Язык любви, цветов, ночных лучей. – Как не цвести всевидящему маю При отблеске родном таких очей! Очей тех нет – и мне не страшны гробы, Завидно мне безмолвие твое, И, не судя ни тупости, ни злобы, Скорей, скорей в твое небытие!