Взаимосвязь асимметрии полушарий головного мозга с развитием творческих способностей у учащихся Выполнила: Ищенко Екатерина Александровна 10 1 класс МОУ «Средняя общеобразовательная школа 38 с углубленным изучением отдельных предметов» Руководитель : Звягинцева М.Н., учитель биологии МОУ «Средняя общеобразовательная школа 38 с углубленным изучением отдельных предметов»
Объект исследования: учащиеся школы 38 Предмет исследования: функциональная асимметрия головного мозга. Цель: изучить особенности функциональной асимметрии головного мозга учащихся, выявить взаимосвязь полученных результатов с развитием творческих (художественных) способностей. Задачи: 1. Изучить теоретические основы функциональной асимметрии полушарий головного мозга. 2. Провести диагностику среди учащихся 6-8-х классов по определению функциональной асимметрии и обработать полученные данные. 3. Разработать рекомендации для успешного усвоения учебной информации для учащихся с доминирующим правым полушарием. Методы исследования: 1. Изучение методической литературы по проблеме исследования. 2. Анкетирование учащихся. 3. Математический анализ, сравнение.
Закоренелое неравенство.
Рис.6 Морис Равель Рис.7 Микеланджело
Закоренелое неравенство. Левое полушарие Правое полушарие Речь Узнавание человеческой речи, лая собаки и т.п. Память на слова Анализ информации Чтение Письмо Абстрактное мышление Оптимистическое настроение Цвета, их интенсивность, яркость Ритм речи, интенсивность. Анализ интонаций голоса Память на образы и лица Синтез информации Восприятие и воспроизведение музыки Жестикуляция, пантомима Письмо нотных знаков Пессимистичное настроение Таблица 1. Распределение функций между полушариями мозга.
Гипотеза: из всего сказанного выше можно предположить, что среди учащихся школы 38 с литерой «3»( классы с углубленным изучением изобразительного искусства и декоративно-прикладного искусства) должны преобладать правополушарные типы. Методика: Для диагностики по определению функциональной асимметрии полушарий головного мозга был использован тест Поля Торранса. (Приложение 1). Исследование проводилось в учебном году на базе МОУ «Средняя общеобразовательная школа 38 с углубленным изучением отдельных предметов» города Омска в следующих классах: 6 1, 6 3, 7 1, 7 2, 7 3, 8 1, 8 3. Результаты исследования представлены на диаграммах.
Диаграммы 6 1 класс. 6 3 класс 7 1 класс. 7 2 класс. 7 3 класс. 8 1 класс 8 3 класс
Выводы 1. У учащихся классов с углубленным изучением ИЗО и ДПИ действительно доминирующим является правое полушарие. 2. Большой процент среди учащихся 6-х классов составляют те, у которых четко не выражена асимметрия полушарий, мы их отнесли к категории «правополушарные», среди учащихся 7-х и 8-х классов наблюдается тенденция к уменьшению данной группы и увеличению процента учащихся с функциональной активностью одного из полушарий. 3. Для учащихся с доминирующим правым полушарием можно порекомендовать следующие приемы эффективного усвоения учебной информации: Обязательное визуальное восприятие информации, работа с рисунками. Четкий речевой ритм заучивания, вслух. Музыкальное сопровождение деятельности. Общение в группе при обсуждении проблемы. Проведение экспериментов. Большой процент среди учащихся 6-х классов составляют те, у которых четко не выражена асимметрия полушарий, мы их отнесли к категории «правополушарные», среди учащихся 7-х и 8-х классов наблюдается тенденция к уменьшению данной группы и увеличению процента учащихся с функциональной активностью одного из полушарий. Перспективы работы над проектом: на следующем этапе работы над проектом ( уч.год) планируется изучить функциональную асимметрию головного мозга у этой же группы учащихся, с целью выяснить усиливается ли с возрастом доминирование одного из полушарий.