Жабин Виктор
Полезная модель новое промышленно применимое техническое решение, не обладающее изобретательским уровнем и относящееся к устройству.
За полезной моделью закрепляется право на интеллектуальную собственность для защиты изобретений. Это право существует в законодательствах таких стран, как Австрия, Аргентина, Бразилия, … Патент на полезную модель действует десять лет с даты подачи заявки в Патентное ведомство. Затем он может быть продлен ещё на три года. Имеет, как правило, менее строгие критерии патентоспособности.
В отличие от полезной модели, изобретение признается патентоспособным, если оно не только промышленно применимо и обладает новизной, но и соответствует изобретательскому уровню (не является очевидным для специалиста в той области, к которой относится изобретение). Отсутствие изобретательского уровня придает дополнительную ценность полезной модели, поскольку при столкновении интересов сторон ее сложнее аннулировать (прекратить правовую охрану).
Промышленный образец – это художественно-конструкторское решение, т.е. дизайн, внешний вид изделия известной конструкции. Т.е. объем прав определяется не только перечнем существенных признаков, но и изображениями изделия, на которых нашли свое отражения признаки.
В соответствии с Гражданским кодексом РФ, регламентирующим данный вопрос, сначала составляется и подается в ФИПС заявка на полезную модель. Форма заявления на полезную модель находится на сайте ФИПС, где ее можно заполнить самостоятельно.
Заявка проходит экспертизу, по результатам которой выносится решение о выдаче или об отказе в выдаче патента. Экспертиза заявки на полезную модель носит формальный характер и заключается в проверке требований, предъявляемых к материалам заявки.
Практически невозможно только по инструкции самостоятельно научиться составлять формулу полезной модели и описание полезной модели. Для этого нужен большой опыт практической работы по патентованию изобретений и полезных моделей. Ошибки в этом деле чреваты большими негативными последствиями для обладателя патента, например целенаправленные действия конкурентов.