Деятельность школьного психолога в аспекте ФГОС
С введением ФГОС нового поколения приоритетом в работе психолога становится психолого- педагогическое сопровождение реализации основной образовательной программы
Задачи психолого-педагогического сопровождения : систематически отслеживать психолого- педагогический статус ребенка и динамику его психологического развития в процессе школьного обучения; формировать у обучающихся способности к самопознанию, саморазвитию и самоопределению; создать специальные социально-психологические условия для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении.
Основные принципы работы: «Всегда на стороне ребёнка, всегда вместе с ребёнком!» Непрерывность сопровождения Комплексный подход
Основные направления деятельности Диагностико- коррекционное (развивающее) Психологическая профилактика Психологическое консультирование Психологическое просвещение
Диагностика личностных УУД (I полугодие учебный год) определение уровня школьной тревожности (тест Филлипса) изучение отношения к учебным предметам (ранжирование) мотивация обучения социометрия индивидуальная работа с обучающимися
Определение уровня школьной тревожности (тест Филлипса) УЧАЩИЕСЯ 5 А КЛАССАУЧАЩИЕСЯ 5 Б КЛАССА 18 % (4 ученика) имеют нестабильное эмоц.состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь основной школы. Наблюдаются затруднения в установления контактов со сверстниками. Испытывает тревогу в ситуациях проверки знаний. Ориентируется на значимость других в оценке своих результатов. 13 % (3 ученика) имеют нестабильное эмоц.состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь основной школы. Ориентируется на значимость других в оценке своих результатов. 22 % (5 учеников) испытывают тревогу в ситуациях проверки знаний. 36 % (7 учеников) испытывают тревогу в ситуациях проверки знаний. У 54 % (12 учеников) общая школьная тревожность не выражена. У 42% (8 учеников) общая школьная тревожность не выражена. 5 % (1 ученик) испытывает негативное эмоциональное переживание ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия и демонстрацией своих возможностей
Изучение отношения к учебным предметам (ранжирование)
Мотивация учащихся при переходе в основную школу Качественный анализ результатов диагностики мотивации учащихся при переходе в основную школу выявил преобладающие мотивы пятиклассников: у 65% учащихся отмечен учебный мотив, у 20% - позиционный мотив, у 15% - оценочный мотив. У 80 % пятиклассников высокий уровень мотивации учения и у 20 % - нормальный (средний) уровень мотивации учения.
Социометрическое исследование 1. Большое количество пятиклассников с популярными статусами (прежде всего говорит о среднем уровне психологического развития группы или об ее формировании). 2. Каждый школьник включен в некоторое небольшое сообщество с неопределенными границами. 3. Популярность одних и эмоциональное неприятие других еще только формируется, медленно осознается
Диагностика УУД (II полугодие учебный год) Регулятивные УУД (выявление упорства школьников к умственной деятельности; изучение потребности в достижении Ю.Орлов) Коммуникативные УУД (Методика КОС В.Синявский) Познавательные УУД (матрица Равена)
Диагностико-коррекционное направление выявление особенностей психического развития ребенка, изучение обращения к психологу формулировка заключения об основных характеристиках компонента разработка рекомендаций, программы психокоррекционной работы с учащимися
Психопрофилактическое направление Обеспечение решения проблем, связанных с обучением, воспитанием, психическим здоровьем детей Разработка и осуществление развивающих программ для учащихся с учетом задач каждого возрастного этапа Предупреждение возможных осложнений в связи с переходом учащихся на следующую возрастную ступень Профилактика профессионального выгорания педагогов
Тематический план развивающих занятий п/п Проводимые мероприятия Цель занятий Перечень проводимых действий 1. Занятие 1 Знакомство с правилами психологического тренинга, обсуждение способов взаимодействия в тренинговой группе. «Снежный ком», «Правила поведения в школе», «Цвет моего настроения» 2. Занятие 2 Профилактика проблем адаптации: мобилизация внутреннего ресурса, умения оказывать поддержку себе и другим. «Коллективный счет», «Школьный путь», «Удачи и неудачи в 5-ом классе», «Путешествие на газете» 3. Занятие 3 Осмысление роли ближайшего окружения как источника поддержки. «Шестерка», «Ассоциации», «Поддержка себя и близких» 4. Занятие 4 Развитие навыков произвольного контроля и регуляции настроения. «Мой портрет в лучах солнца», «Встаньте, сколько назову», «Наше настроение», «Вверх по радуге» 5. Занятие 5Формирование представлений о режиме дня, умения самостоятельно планировать дела с учетом своих индивидуальных особенностей, интересов, привычек. «Нос-стол-потолок», «Вверх по радуге», «Вопрос-ответ», «Моя рабочая неделя»
Психологическое консультирование помощь в решении тех проблем, с которыми к психологу обращаются учителя, учащиеся, родители
Психологическое просвещение приобщение педагогического коллектива, учащихся и родителей к психологической культуре
Психологический анализ уроков оценку соблюдения на уроке принципов психологической комфортности, психологического состояния обучающихся на протяжении всего урока и учебного процесса в целом; выявление проблемных зон в индивидуальном психологическом развитии учащихся с последующим корректированием; исследование динамики качественных показателей работоспособности для дальнейшей разработки психологических рекомендаций учителю
Введение новых ФГОС существенно усиливает роль и значение психолого-педагогической службы школы, определяя доминирующую роль психологическим знаниям в содержании и организации образовательной среды школы
Функциональные обязанности педагога-психолога: Педагог – психолог создает благоприятные условия для личностного и интеллектуального развития учащихся на каждом возрастном этапе. Педагог – психолог определяет проблемные зоны и факторы, препятствующие развитию личности учащихся, принимает меры по оказанию различного вида психологической помощи (психокоррекционной, развивающей, консультативной) всем субъектам учебно - воспитательного процесса. Педагог – психолог проводит психологический анализ урока в аспекте системно-деятельностного подхода, выявляет проблемные зоны и их причины, дает рекомендации педагогу. Участвует в планировании и разработке документации в рамках реализации ФГОС ООО с учетом особенностей работы конкретного образовательного учреждения. Проводит работу по социально – психологическому просвещению и повышению психологической компетентности педагогического коллектива и родителей. Участвует в семинарах, круглых столах и конференциях по внедрению ФГОС ООО в соответствии с требованиями конкретного мероприятия. Обобщает материалы исследований и подготавливает информацию по результатам деятельности с введением ФГОС ООО.