Николай Алексеевич Некрасов 1821 - 1878 Я лиру посвятил народу своему…

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ПОЭМА – лиро- эпический жанр большого объема ЭПОПЕЯ - художественное произведение, в котором отражаются целые эпохи в жизни страны и народа.
Advertisements

Крестьянская реформа 1861 года Д/З: § 20, читать, вопрос 3, пересказ.
ПОЭМА – лиро- эпический жанр большого объема ЭПОПЕЯ - художественное произведение, в котором отражаются целые эпохи в жизни страны и народа.
Николай Алексеевич Некрасов Поэма «Кому на Руси жить хорошо» Материалы к урокам литературы в 10 классе Исяндавлетова Эльмира Валерьевна, преподаватель.
Задача о выборе места для железнодорожной станции Кому на Руси жить хорошо?
Н.А.Некрасов «Кому на Руси жить хорошо».Фольклорная основа поэмы,своеобразие образного строя,языка,ритмики. Урок учителя русского языка и литературы Буряк.
Хаипова Е.В.. Композиция - построение художественного произведения, связь и расположение его частей Тема - круг событий, отраженных в произведении. То,
«Крепостное право на крестьян отменяется навсегда» (Крестьянская реформа 1861 г.)
«Горькая доля народа пореформенной России» «Горькая доля народа пореформенной России»
«Кому на Руси жить хорошо». Цели урока Раскрыть историю замысла поэмы. Отметить сказочный колорит «Пролога», фольклорно-песенную основу текста. Проанализировать.
ЭПОПЕЯ Художественное произведение, в кото- ром отражаются це- лые эпохи в жизни страны и народы.
Кому на Руси жить хорошо Н. А. Некрасов. ГОДЫ СОЗДАНИЯ
Николай Алексеевич Некрасов Поэма « Кому на Руси жить хорошо»
Поэма Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Замысел, жанр, композиция.
Н.А.Некрасов ) Годы жизни Н Некрасова: а) б) в) г)
Поэма Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» Замысел, жанр, композиция Система образов поэмы.
«Крепостное право на крестьян отменяется навсегда…» Александр II «Распалась цепь великая, Распалась и ударила Одним концом – по барину, другим – по мужику»
Презентация к уроку: «Отмена крепостного права. Крестьянская реформа 1861 г.» учителя истории и обществознания ГБОУ гимназии 66 Черниковой Н.Л.
Задача о выборе места для железнодорожной станции Кому на Руси жить хорошо?
Ты и могучая Ты и бессильная, Матушка Русь! Н.А. Некрасов.
Транксрипт:

Николай Алексеевич Некрасов Я лиру посвятил народу своему…

Поэзию Некрасова называют «голосом времени». Почему? 40-ые – 60-ые годы очень остро встал вопрос о народе, его судьбе, об отмене крепостного права. Именно поэзия Некрасова зазвучала остро, ярко. Некрасов в своей поэзии отразил мечты, чаяния народные, открыто сказал о страшных бедах народа, о его рабском положении Значит он затрагивает самую злободневную проблему своего времени

Кому на Руси жить хорошо (поэма- эпопея) Каковы жанровые особенности эпопеи? -основная тема – изображение жизни целого народа в особый период исторического развития, имеющий важное значение для судьбы народа - основу сюжета составляет событие, имеющее всенародное и вместе с тем общечеловеческое значение - это поэма о самом глазвном в жизни всего народа

Главные герои поэмы Иван Губин Пров Пахом Лука Роман Митродор Губин Демьян

Анализ эпизода В каком году – рассчитывай, В какой земле – угадывай, На столбовой дороженьке Сошлись семь мужиков: Семь временно-обязанных, Подтянутой губернии, Уезда Терпигорева, Пустопорожней волости Из смежных деревень – - Чем привлекают нас первые же строчки поэмы? - Определите тему поэмы.

Анализ текста Заплатова, Дырявина, Разутова, Знобишина, Горелова, Неелова – Неурожайка тож, Сошлися - и заспорили: Кому живётся весело, Вольготно на Руси? - В каких строках намечена проблема, которую автор поднимает? - Почему автор здесь использует «говорящие» названия? О чём они говорят? - Найдите просторечные слова? Какую стилистическую роль они играют?

Глава «Поп» Ч то рассказал о своей жизни поп? - В рассказе попа – жизнь целого сословия. Автор показывает несостоятельность, гнилость, бессилие, неблагополучие даже как будто бы благополучной жизни. Почему? - Это поэма о всеобщем кризисе, когда старое рушится, а новое ещё не определилось.

«Сельская ярмонка» «Пьяная ночь» Недаром наши странники Поругивали мокрую, Холодную весну… Лишь на Николку вешнего Погода поуставилась, Зелёной свежей травушкой Полакомился скот. - Какую роль играет эта пейзажная зарисовка? (это указание на течение времени. На место весны пришло лето. Вот какова длительность времени и протяжённость пути наших странников)

«Сельская ярмонка» «Пьяная ночь» Эти две глазвы даже в этой народной поэме самые народные. Почему? - Нигде более не предстанет так непосредственно, в такой широте и в многоцветии крестьянская масса. Ярмарка – это народное гульбище, массовый праздник. Характеры раскрываются особенно раскованно и свободно.

За каждой репликой возникает сюжет, характер, драматическая ситуация Эпизод «Ссора двух баб» Мне старший зять ребро сломал, Середний зять клубок украл, Клубок плевок, да дело в том – Полтинник был замотан в нём, А младший зять всё нож берёт, Того гляди убьёт, убьёт!.. - Какой предстаёт судьба этой женщины?

Обращаем внимание на детали - Худа ты стала, Дарьюшка! «Не веретенце, друг! Вот то, чем больше вертится, Пузатее становится, А я как день-деньской…» - По какой детали мы можем представить себе судьбу Дарьюшки?

Языковой анализ поэмы Добра ты, царская грамота, далеко царь, с работы, как ни мучайся, солдаты шилом бреются, а барина в гробу, лежали до поры, не будешь ты богат Солдаты дымом греются, хвали траву в стогу, наши топоры, а будешь ты горбат, высоко бог, да не про нас ты писана

Изобразительно- выразительные средства Эпитет – художественное, поэтическое определение (тучка золотая, чудное мгновенье) Метафора – переносное значение слова, скрытое сравнение (горит закат, костёр рябины красной) Олицетворение Гипербола – преувеличение Литота – преуменьшение (мальчик с пальчик)

Какое выразительное средство использовано. Выпишите Уж налились колесики, Стоят столбы точёные Головки золочёные, Задумчиво и ласково Шумят. Пора чудесная!

Назовите выразительное средство, использованное в отрывке Покамест тягу страшную Поднять-то поднял он, Да в землю сам ушёл по грудь С натуги! По лицу его Не слёзы – кровь течёт!

Какое средство выразительности использовано во всех отрывках? Порвалась цепь великая, Порвалась – расскочилася: Одним концом по барину, Другим по мужику! Не только люди русские, Сама природа русская Покорствовала нам… Ключи от счастья женского, От нашей вольной волюшки Заброшены, потеряны У бога самого

Что помогает создать образ Савелия, богатыря святорусского Грудь впалая. Как вдавленный Живот; у глаз, у рта Излучины, как трещины На высохшей земле; И сам на землю-матушку Похож он: шея бурая, Как пласт, сохой отрезанный, Кирпичное лицо, Рука – кора древесная, А волосы - песок

Олицетворение Эй, счастье мужицкое! Дырявое с заплатами, Горбатое с мозолями, проваливай домой!

Сравнение Люди холопского звания – Сущие псы иногда: Чем тяжелей наказания, Тем им милей господа.

Метонимия – сближение, сопоставление понятий Когда мужик не Блюхера И не милорда глупого – Белинского и Гоголя С базара понесёт.

Гриша Добросклонов Ему судьба готовила Путь славный, имя громкое Народного заступника, Чахотку и Сибирь. Доля народа, Счастье его Свет и свобода прежде всего!

Главная идея поэмы Над Русью оживающей Иная песня слышится: То ангел милосердия, Незримо пролетающий Над нею, - души сильные Зовёт на честный путь… Ты и убогая, Ты и обильная, Ты и могучая, Ты и бессильная, Матушка-Русь! В рабстве спасённое Сердце свободное – Золото, золото Сердце народное!