МОУ СОШ 5 г. Искитима Новосибирской области Роль школьной психологической службы в деле привлечения в школу детей, уклоняющихся от учебы
Чаще всего несовершеннолетние которые уклоняются от учебы, относятся к группе лиц находящихся в социально опасном положении и нуждаются в социально-педагогической и психологической помощи.
В Положении о социально-педагогической и психологической службе учреждения образования отмечается необходимость взаимодействия педагогов-психологов, социальных педагогов и классных руководителей. Цель, задачи и функции СП и ПС ориентированы на совместную деятельность специалистов. Совместная деятельность специалистов 3
Первый этап – диагностический, сбор информации о несовершеннолетнем, уклоняющемся от учебы. Второй этап – аналитический, анализ собранной информации, определение причин пропуска занятий, прогнозирование развития и обучения. Третий этап – диспетчерский, оказание помощи (педагогической, психологической, социальной и пр.) План совместной деятельности 4
Алгоритм действий 5
Существенным является выделение клинических признаков, значимых социальных проблем, которые несовершеннолетний испытывал в семье, школе, своем окружении, а также проблем, связанных с отклонениями в возрастном психическом и личностном развитии, соматическом здоровье. Работа психолога на диагностическом этапе
беседа; тестирование; анкетирование. На втором этапе: анализ полученной диагностической информации, прогнозирование развития и обучения подростка, подготовка подробной психолого-педагогической характеристики подростка, рекомендации всем участникам образовательного процесса. Индивидуальная работа с подростком по выявлению проблем в организации его жизнедеятельности
В рамках коррекционно-развивающей работы школьный психолог осуществляет коррекцию интеллектуального статуса "трудного" подростка через рекомендации учителям и прогнозирование обучаемости; коррекцию социального статуса через методическую помощь классному руководителю в организации мероприятий по сплочению коллектива, созданию психологически комфортной ситуации развития; коррекцию эмоционально-волевой и личностной сферы через направление к узким специалистам. Самостоятельно коррекционную работу педагог-психолог планирует только в случае невозможности направления к специалистам. Работа психолога на диспетчерском этапе
Консультации для родителей, педагогов и подростков по результатам диагностических обследований, по результатам посещения узких специалистов и коррекционных мероприятий, по прогнозам развития, для оптимизации обучения и реабилитации оказывает в течение учебного года педагог-психолог. В консультировании по проблемам воспитания в семье более эффективным может оказаться социальный педагог. Возможно также совместное психолого-педагогическое консультирование одновременно двумя специалистами в наиболее сложных случаях. Консультационная работа 9
1. Профилактическая и коррекционная работа с учащимися, уклоняющимися от учебы должна быть комплексной и совместной со всеми участниками учебно- воспитательного процесса: классными руководителями, социальным педагогом, психологом и родителями. 2.Педагогам-психологам необходимо систематически проводить диагностическую, консультационную и коррекционную индивидуальную работу с учащимся по выявлению и решению проблем в организации его жизнедеятельности. 3. В течение учебного года педагог-психолог должен оказывать консультационную помощь родителям и педагогам по результатам диагностических обследований и коррекционных мероприятий, по прогнозам развития, для оптимизации обучения и реабилитации учащихся, уклоняющихся от учебы. Рекомендации 10