1 Качество образования: результаты ЕГЭ, общероссийских и международных сравнительных исследований Ковалева Г.С. Министерство образования РФ Национальный Фонд подготовки кадров Центр оценки качества образования ИСМО РАО
2 Современное понимание образовательных достижений Освоение предметных знаний и умений Умение применять эти знания на практике (в различных ситуациях реальной жизни, не только в контексте учебной дисциплины)
3 Современное понимание образовательных достижений Овладение междисциплинарными умениями: - коммуникативными умениями (умения ясно выражать свои мысли устно или письменно, слушать и понимать других, понимать и анализировать прочитанный текст) - умениями работать с информацией, представленной в различной виде (таблицы, графики и др.),
4 Современное понимание образовательных достижений - овладение информационными технологиями (умения работать с информацией с помощью компьютера), - умения сотрудничать и работать в группах; - умения учиться и самосовершенствоваться; - умения решать проблемы и др.
5 Информация об исследованиях: цели и задачи Исследование TIMSS Оценить качество математического и естественнонаучного образования в начальной и основной школе Выявить динамику результатов (1995, 1999, 2003) Выявить факторы, позволяющие объяснить различия в результатах Исследование PISA Оценить, обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие общее обязательное образование, знаниями и умениями, необходимыми им для жизни Выявить динамику результатов (2000, 2003) Выявить факторы, позволяющие объяснить различия в результатах
6 Организаторы и участники Исследование TIMSS Международная Ассоциация по оценке образовательных достижений - IEA 49 стран (Австралия, Англия, Армения, Бахрейн, Бельгия, Болгария, Ботсвана, Венгрия, Гана, Гонконг, Египет, Израиль, Индонезия, Иордания, Иран, Италия, Кипр, Латвия, Ливан, Литва, Македония, Малайзия, Марокко, Молдова, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Палестина, Республика Корея, Российская Федерация, Румыния, Саудовская Аравия, Сербия, Сингапур, Словацкая Республика, Словения, США, Тайвань, Тунис, Филиппины, Чили, Швеция, Шотландия, Эстония, ЮАР, Япония). Исследование PISA Организация экономического сотрудничества и развития - OECD 41 страна (Австралия, Австрия, Англия, Бельгия, Бразилия, Венгрия, Германия, Гонконг, Греция, Дания, Индонезия, Ирландия, Испания, Италия, Канада, Латвия, Лихтенштейн, Люксембург, Макао (Китай), Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Польша, Португалия, Республика Корея, Российская Федерация, Сербия, Словацкая Республика, США, Таиланд, Тунис, Турция, Уругвай, Финляндия, Франция, Чешская Республика, Швейцария, Швеция, Япония).
7 Участники в России Исследование TIMSS 66 регионов, 419 образовательных учреждений основного и среднего общего образования, 419 директоров школ, 215 учителей математики, 855 учителей естественно- научных предметов, 207 учителей начальной школы, 4667 учащихся 8 классов, 3963 учащихся 4 классов. Исследование PISA 45 регионов, 212 образовательных учреждения основного, среднего общего и профессионального образования, 212 директоров образовательных учреждений 5974 обучающихся 15- летнего возраста,
8 TIMSS 8 класс TIMSS 4 класс Результаты учащихся 4 и 8 классов по математике
9 Р езультаты России в исследовании TIMSS Математика, 8 класс (46 стран): Выше среднего международного 9 стран имеют более высокие результаты 7 стран - сравнимые результаты 30 стран – более низкие результаты Математика, 4 класс (25 стран): Выше среднего международного 5 стран имеют более высокие результаты 5 стран - сравнимые результаты 14 стран – более низкие результаты Естествознание, 8 класс (46 стран): Выше среднего международного 12 стран имеют более высокие результаты 8 стран - сравнимые результаты 25 стран – более низкие результаты Естествознание, 4 класс (25 стран): Выше среднего международного 5 стран имеют более высокие результаты 8 стран - сравнимые результаты 11 стран – более низкие результаты
10 Результаты стран по сравнению с Россией TIMSS, математика, 8 классTIMSS, естествознание, 8 класс Выше, чем в России (9 стран) Сингапур, Корея, Гонконг, Китай-Тайвань, Япония, Бельгия, Нидерланды, Эстония, Венгрия Не отличаются от российских (7 стран) Малайзия, Латвия, Словацкая республика, Австралия, США, Литва, Англия Ниже, чем в России (30 стран) Швеция, Шотландия, Израиль, Новая Зеландия, Словения, Италия, Болгария, Румыния, Норвегия и др. Выше, чем в России (12 стран) Сингапур, Тайвань, Республика Корея, Гонконг, Эстония, Япония, Венгрия, Нидерланды, США, Австралия, Швеция, Англия Не отличаются от российских (8 стран) Словения, Новая Зеландия, Литва, Словацкая Республика, Бельгия, Латвия, Шотландия, Малайзия Ниже, чем в России (25 стран) Норвегия, Италия, Израиль, Болгария, Иордания, Молдова, Румыния, Сербия, Армения, Иран, Македония, Кипр и др.
Результаты по всем направлениям исследования PISA Математика Чтение Естествознание Решение проблем
Р езультаты России в исследовании PISA Математика Ниже среднего по странам OECD 26 стран имеют более высокие результаты 4 страны - сравнимые результаты 9 стран – более низкие результаты Чтение Ниже среднего по странам OECD 31 страна имеет более высокие результаты 2 страны - сравнимые результаты 6 стран – более низкие результаты Естествознание Ниже среднего по странам OECD 16 стран имеют более высокие результаты 14 стран - сравнимые результаты 9 стран – более низкие результаты Решение проблем Ниже среднего по странам OECD 21 страна имеет более высокие результаты 9 стран - сравнимые результаты 9 стран – более низкие результаты
Результаты стран по сравнению с Россией PISA, математикаPISA, чтение Выше, чем в России (26 стран) Гонконг, Финляндия, Р-ка Корея, Нидерланды, Лихтенштейн, Япония, Канада, Бельгия, Макао, Швейцария, Австралия, Новая Зеландия, Чешская Р-ка, Исландия, Дания, Франция, Швеция, Австрия, Германия, Ирландия, Словацкая Р-ка, Норвегия, Люксембург, Польша, Венгрия, Испания. Не отличаются от российских (4 страны) Латвия, США, Португалия, Италия Ниже, чем в России (9 стран) Греция, Сербия, Турция, Уругвай, Таиланд, Мексика, Индонезия, Тунис, Бразилия. Выше, чем в России (31 стран) Гонконг, Финляндия, Р-ка Корея, Лихтенштейн, Япония, Канада, Бельгия, Макао, Швейцария, Австралия, Новая Зеландия, Чешская Р-ка, Исландия, Дания, Франция, Швеция, Австрия, Германия, Ирландия, Словацкая Р-ка, Норвегия, Люксембург, Польша, Венгрия, Испания, Нидерланды, Италия, Греция США, Португалия, Латвия. Не отличаются от российских (2 страны) Турция, Уругвай Ниже, чем в России (6 стран) Сербия, Таиланд, Мексика, Индонезия, Тунис, Бразилия.
Результаты ряда стран по математике по сравнению с Россией в динамике Выше российских Япония, Корея, Финляндия, Канада, Англия, Франция Гонконг, Финляндия, Корея, Япония, Канада Чехия, Франция, Германия, Польша, Венгрия Не отличаются от российских Чехия, США, Германия, Венгрия, России, Польша, Латвия Латвия, США, Россия, Италия Ниже российских Италия, Мексика, Бразилия Мексика Бразилия 2000 год, PISA 2003 год, PISA
15 Результаты стран по уровням достижений по математике
16 Результаты ряда стран по уровням образовательных достижений Исследование TIMSS: Распределение учащихся ряда стран по уровням образовательных достижений (в%)
Результаты ряда стран по уровням образовательных достижений Исследование PISA: Распределение учащихся ряда стран по уровням образовательных. достижений (в%)
19 Динамика результатов российских учащихся Исследование TIMSS (8 класс, годы): Математика – статистически значимое снижение результатов по сравнению с 1995 и 1999 годами Естествознание – статистически значимое снижение результатов по сравнению с 1999 годом Исследование PISA ( годы): Математика – нет изменений Чтение – статистически значимое снижение результатов Естествознание – статистически значимое улучшение результатов
20 Динамика результатов Исследование TIMSS: Изменение процента учащихся с высокими результатами
21 Динамика результатов Математика, 8 класс Исследование TIMSS: Изменение результатов отдельных групп учащихся 8 класса за период с 1995 по 2003 годы Естествознание, 8 класс
Примеры заданий (PISA) Задание по математике ОГРАБЛЕНИЯ ОГРАБЛЕНИЯ В телевизионной передаче журналист показал следующую диаграмму и сказал: «Диаграмма показывает, что по сравнению с 1998 годом в 1999 году резко возросло число ограблений». Считаете ли вы, что журналист сделал правильный вывод на основе данной диаграммы? Запишите объяснение своего ответа. Диаграмма является ярким примером манипуляции общественным мнением. Большой масштаб и изображение только верхней части столбцов целенаправленно наводят на мысль о значительном увеличении числа ограблений. Верно выполнили это задание в 2000 г. – 6%, в 2003 г. – 3% российских учащихся. Число ограблений за год 1999 год 1998 год
Задание по естествознанию ОЗОН ОЗОН С помощью комикса показан процесс образования озона. Предположим, у вас есть дядюшка, который пытается понять, что изображено на рисунках. В школе он не изучал, как образуется озон. Однако он знает, что в атмосфере нет никаких маленьких человечков, и его интересует, что они изображают в комиксах, что означают эти странные надписи O 2 и O 3, и какой процесс представлен на рисунках. Он просит вас объяснить комикс. Предположим, что ваш дядюшка знает, что O – обозначение кислорода. Он знает, что такое атомы и молекулы. Опишите для своего дядюшки, что показано на каждом рисунке комикса. В своем объяснении используйте слова «атомы» и «молекулы». Задание проверяет умение применять знания в нестандартной ситуации, а также дать объяснение понятное адресату. Полностью правильно выполнили это задание 18% российских учащихся, более 30% не приступили к его выполнению.
Общие тенденции результатов исследований PISA, ЕГЭ и мониторинга образовательных достижений Низкий уровень сформированности умений работать с различными источниками информации Низкий уровень сформированности коммуникативных и общеучебных умений
25 Проявление общих тенденций в результатах исследования PISA, ЕГЭ и мониторинга образовательных достижений ЕГЭ (2002, 2004 годы) : Русский язык Смогли проинтерпретировать текст, аргументированно доказать свою точку зрения 33% выпускников из 76 тыс. в 2002 году (48% из 541 тыс. в 2004 году) смогли грамотно излажить свои мысли, не нарушая норм литературного языка 40% в 2002 году (33% в 2004 году) смогли последовательно и логично выстроить свое речевое высказывание 23% в 2002 году (60% в 2004 году). Мониторинг образовательных достижений (2001 год): Более половины десятиклассников (из 43 тыс.) затрудняются в анализе научно-популярных текстов, а также текстов делового и публицистического стилей. Только треть десятиклассников смогли проанализировать обществоведческий текст, оценить социальные факты и явления, высказать собственное мнение о прочитанном.
26 Основные выводы Материалы международных сравнительных исследований не соответствуют, а иногда и противоречат традициям российской системы образования. Однако, даже с учетом этого фактора можно сделать следующие выводы: 1. Наметилась тенденция к снижению уровня образовательных достижений учащихся основной школы. И с с л е д о в а н и е P I S A ( с п о г о д ы ) : М а т е м а т и к а – н е т и з м е н е н и й Ч т е н и е – с т а т и с т и ч е с к и з н а ч и м о е с н и ж е н и е р е з у л ь т а т о в Е с т е с т в о з н а н и е – с т а т и с т и ч е с к и з н а ч и м о е у л у ч ш е н и е р е з у л ь т а т о в
27 Основные выводы (продолжение) 2. При том, что уровень овладения специальными предметными знаниями и умениями остается довольно высоким, в некоторых значимых областях можно зафиксировать падение качества образования: Российские школьники резко уступают своим сверстникам во многих странах мира в области функциональной грамотности: в умении эффективно и грамотно, с опорой на полученные в школе знания и умения, решать практические, социально- и личностно-значимые проблемы; И с с л е д о в а н и е P I S A ( с п о г о д ы ) : М а т е м а т и к а – н е т и з м е н е н и й Ч т е н и е – с т а т и с т и ч е с к и з н а ч и м о е с н и ж е н и е р е з у л ь т а т о в Е с т е с т в о з н а н и е – с т а т и с т и ч е с к и з н а ч и м о е у л у ч ш е н и е р е з у л ь т а т о в
28 Основные выводы (продолжение) в умении «увязывать» с приобретаемой в школе системой знаний свой жизненный опыт, дополнительные сведения, полученные из других источников; в умении работать с информацией, читать и анализировать тексты, анализировать и интерпретировать данные, представленные в иной нетекстовой форме; проводить наблюдения, строить на их основе гипотезы, делать выводы и заключения, проверять предположения. Высоких уровней грамотности достигает незначительное по сравнению с лидирующими странами число учащихся, причем их численность падает. Основная школа – наиболее слабое звено российской системы общего образования. И с с л е д о в а н и е P I S A ( с п о г о д ы ) : М а т е м а т и к а – н е т и з м е н е н и й Ч т е н и е – с т а т и с т и ч е с к и з н а ч и м о е с н и ж е н и е р е з у л ь т а т о в Е с т е с т в о з н а н и е – с т а т и с т и ч е с к и з н а ч и м о е у л у ч ш е н и е р е з у л ь т а т о в
29 Проблемы в российском образовании 1. Перегруженность программ и учебников фактологическим материалом (загружается память, но не обеспечивается свободный перенос знаний при работе с ситуациями, отличными от учебных) 2. Слабое внимание формированию общеучебных и интеллектуальных умений (особенно в основной школе). Отсутствие целенаправленной работы по формированию умений работать с различными источниками информации И с с л е д о в а н и е P I S A ( с п о г о д ы ) : М а т е м а т и к а – н е т и з м е н е н и й Ч т е н и е – с т а т и с т и ч е с к и з н а ч и м о е с н и ж е н и е р е з у л ь т а т о в Е с т е с т в о з н а н и е – с т а т и с т и ч е с к и з н а ч и м о е у л у ч ш е н и е р е з у л ь т а т о в
30 Что характерно для стран с более высокими результатами? Финансирование образования (расходы на одного ученика) положительно влияет на средние результаты страны, но не гарантирует высокие результаты Значительная автономия школ в принятии решений соединяется с обеспечением равных возможностей в получении полноценного образования И с с л е д о в а н и е P I S A ( с п о г о д ы ) : М а т е м а т и к а – н е т и з м е н е н и й Ч т е н и е – с т а т и с т и ч е с к и з н а ч и м о е с н и ж е н и е р е з у л ь т а т о в Е с т е с т в о з н а н и е – с т а т и с т и ч е с к и з н а ч и м о е у л у ч ш е н и е р е з у л ь т а т о в
31 Что характерно для стран с более высокими результатами? Введение образовательных стандартов сопровождается созданием объективной системы оценки результатов обучения (государственных экзаменов и мониторинга качества образования) Реализуются комплексные программы компенсирующих мер, направленные на самые разные слои населения и социальные группы И с с л е д о в а н и е P I S A ( с п о г о д ы ) : М а т е м а т и к а – н е т и з м е н е н и й Ч т е н и е – с т а т и с т и ч е с к и з н а ч и м о е с н и ж е н и е р е з у л ь т а т о в Е с т е с т в о з н а н и е – с т а т и с т и ч е с к и з н а ч и м о е у л у ч ш е н и е р е з у л ь т а т о в
32 Что характерно для стран с более высокими результатами? Учебный процесс характеризуется высокой степенью индивидуализации В школах оказывается значительная помощь отстающим учащимся Значительно развита внеурочная и внешкольная деятельность (индивидуальная и групповая) И с с л е д о в а н и е P I S A ( с п о г о д ы ) : М а т е м а т и к а – н е т и з м е н е н и й Ч т е н и е – с т а т и с т и ч е с к и з н а ч и м о е с н и ж е н и е р е з у л ь т а т о в Е с т е с т в о з н а н и е – с т а т и с т и ч е с к и з н а ч и м о е у л у ч ш е н и е р е з у л ь т а т о в
33 И с с л е д о в а н и е P I S A ( с п о г о д ы ) : М а т е м а т и к а – н е т и з м е н е н и й Ч т е н и е – с т а т и с т и ч е с к и з н а ч и м о е с н и ж е н и е р е з у л ь т а т о в Е с т е с т в о з н а н и е – с т а т и с т и ч е с к и з н а ч и м о е у л у ч ш е н и е р е з у л ь т а т о в Что делать?
Минобразование России Национальный фонд подготовки кадров Центр оценки качества образования ИСМО РАО 34 Для дополнительной информации: Центр ОКО ИСМО РАО: Исследование TIMSS: Исследование PISA: