оценивании знаний, умений и навыков в общеобразовательной школе
«Нельзя со всеми обращаться одинаковым образом, так же как врачам нельзя всех больных лечить одним способом, а кормчему знать лишь одно средство для борьбы с ветрами» Св. Иоанн Златоуст. Шесть слов о священстве. – Forestville, – С. 95.
Оценка развития и оценка состояния Саша - трудолюбивый, старательный, прилежный, но мало способный ученик, которому учёба даётся трудно, да и домашних условий для полноценного развития маловато Маша- способная, развитая, хватающая всё налету, но манерная, с ленцой, «новорусская» ученица, имеющая все возможные домашние условия для учёбы. Замер 1 10 слов в мин.120 слов в мин. отметка «2»«5» Замер 2 29 слов 121 слово отметка «2»«5»
А.М. Кушнир называет подобную практику оценкой состояния. результаты учеников сравнивают между собой и с существующим утверждённым (якобы общепринятым) нормативом, не учитывая рост каждого ребенка; является мало прогрессивной, ибо она не стимулирует (а скорее наоборот) стремление ребенка к развитию.
А.М. Кушнир называет подобную практику оценкой состояния. «Пятерка ли, тройка ли, обе одинаково бессодержательны в качестве меры развития»
другой тип оценки - «оценка собственно развития – оценка изменения состояния» не сравнивает детей между собой и с нормативом, а «выставляется исключительно за позитивное изменение состояния в сравнении с собственным же состоянием минуту, день, месяц, год назад
Оценка развития и оценка состояния Что фиксирует? Развивающий эффект Оценка состояния Состояние ребенка Сравнивает детей друг с другом и с нормативом Не стимулирует стремление к развитию Отражает реальные результаты уровня обученности Оценка развития Изменение состояния ребенка Не сравнивает детей друг с другом, а сравнивает каждого с ним же вчерашним Стимулирует стремление к развитию Может не отражать реальных результатов уровня обученности учеников с разным уровнем способностей
Оценка накопительная и оценка вычитательная Саша может решить много простых задачек (ему так легче), Маша может решить несколько сложных, но итоговый оценочный результат при этом будет одинаков.
накопительная (или кумулятивная) система оценивания Таким образом, накопительная оценка подчеркивает, в первую очередь, то, что ученик уже выучил, Две выполненные на «пятёрку» контрольные работы, оценённые по накопительной системе, будут различны.
вычитательная система оценивания учащийся должен верно выполнить все предложенные задания. 100 % правильно выполненных заданий соответствуют получению максимального балла («пятёрки»). Если задания выполнены не полностью, из «пятёрки» вычитается соответствующее количество баллов.
вычитательная система оценивания Две выполненные на «пятёрку» контрольные работы, по вычитательной системе, будут похожи, как две капли воды.
Оценка накопительная и оценка вычитательная Что фиксирует?Право выбора и учет индивидуальность и Вычитательная оценка «Пробелы» в знаниях, умениях, навыках Не предоставляет ученику права выбора задания и не учитывает индивидуальность ь ученика Контролирует весь объём обязательных знаний Накопительная оценка Наличие знаний, умений, навыков Предоставляет ученику права выбора задания и учитывает индивидуальность ь ученика Оставляет без контроля «пробелы» в знаниях
Оценка статическая и оценка динамическая Оценку, полученную один раз и навсегда без права пересдачи, назовём статической. Она не изменяется во времени и в пространстве, несмотря на то, что человек стал другим. «Двойку» по Пушкину ты можешь «закрыть» «пятёркой» по Лермонтову!» Бедный Лермонтов!
динамическая оценка Оценку, которую можно изменить, пересдать, доучивши недоученное и доделав недоделанное, назовём динамической.
Статическая и динамическая оценка Что фиксирует?Развивающий эффект и учет индивидуальностьи Статическая оценка Состояние ребенка Не стимулирует стремление к развитию и не учитывает индивидуальностьь ученика Способствует своевременному продвижению ученика в развитии Позволяет ученику «расхолаживаться» и «откладывать на завтра» Динамическая оценка Изменение состояния ребенка Стимулирует стремление к развитию и учитывает индивидуальностьь ученика Позволяет ученику «расхолаживаться» и «откладывать на завтра»
Оценка обязательная и оценка добровольная Обязательная оценка-Объявляется всем-Не даёт права выбора. Добровольная оценка-Может быть объявлена конфиденциально. -Даёт право выбора
Оценка базового уровня и оценка повышенного уровня Оценка базового уровня: -Имеет строго определенные содержательные границы -Не дает права выбора Оценка повышенного уровня: - Не имеет строго определенных содержательных границ - Дает право выбора
Оценка текущая и оценка итоговая Текущая оценка: - Выставляется за фрагментарное знание - Выставляется регулярно и часто - Играет незначительную роль Итоговая оценка: - Суммируется из текущих - Выставляется редко - Играет значительную роль
Остапенко А.А. Может ли школьная оценка быть справедливой? // Народное образование. – – 1. – С