ИНФОРМАЦИОННАЯ ГРАМОТНОСТЬ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Подготовил: учитель начальных классов Полякова Н. Ю.
ЧТО ТАКОЕ ИНФОРМАЦИОННАЯ ГРАМОТНОСТЬ (И Г)? находить информацию критически ее оценивать выбирать нужную информацию использовать ее, создавать новую информацию обмениваться информацией ИНФОРМАЦИОННАЯ ГРАМОТНОСТЬ набор умений и навыков школьника
ФГОС НОО В проекте Федерального Государственного Образовательного стандарта начального образования второго поколения указаны конкретные направления работы, среди которых названо: усиление роли дисциплин, обеспечивающих успешную социализацию учащихся. Одним из приоритетных направлений деятельности в последние годы стало построение информационного общества. Вхождение человечества в эпоху информационного общества обусловило смену модели образование на всю жизнь новым подходом образование в течении всей жизни.
Современное информационное общество ставит перед школой задачу подготовки учеников, способных: гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания; грамотно работать с информацией; самостоятельно критически мыслить, четко осознавать, где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены в окружающей их действительности; быть способными генерировать новые идеи, творчески мыслить; быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща в различных областях.
ЗАЧЕМ СЛЕДУЕТ РАЗВИВАТЬ И Г? Понимание потребности в аккуратной и значимой информации, умение формулировать вопросы, определять источники информации и использовать успешные стратегии поиска информации. Различие фактов, и мнений, отсеивание ненужной информации Для обмена информацией необходима её организация и интегрирование ее со своими знаниями. Для этого ученик привлекает навыки критического мышления и навыки решения проблем. Умение оценить представленную информацию и представить ее с помощью различных средств. Оценка процесса использования информации, достигнутых результатов; поиск пути для пересмотра, улучшения или обновления своей работы. Умение сотрудничать с другими в поиске и использовании информации, умение делиться результатами своей деятельности.
Современная начальная школа призвана обеспечить формирование общих способностей и эрудиции ребёнка, овладение им элементарной культурой деятельности, в том числе и информационной. Учитывая требования современного времени, учитель должен находить пути достижения поставленных перед начальным образованием задач.
ΧΧΙ век – эпоха информационного общества. Учитель, идущий в ногу со временем, сегодня психологически и технически готов использовать информационные технологии в преподавании.
Включение ИКТ в учебный процесс позволяет учителю организовать разные формы учебно-познавательной деятельности на уроках, сделать активной и целенаправленной самостоятельную работу учащихся. ИКТ можно рассматривать как средство доступа к учебной информации, обеспечивающее возможности поиска, сбора и работы с источником, в том числе в сети Интернет, а также средство доставки и хранения информации. Использование ИКТ в учебном процессе позволяет повысить качество учебного материала и усилить образовательные эффекты.
Использование ИКТ на различных уроках в начальной школе позволяет: развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира; овладевать практическими способами работы с информацией; развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств; активизировать познавательную деятельность учащихся; проводить уроки на высоком эстетическом уровне; индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания.
Элементы методики преподавания предметов с использованием ИКТ могут быть такими: 1. Создание "проблемных ситуаций" в процессе изложения учебного материала. 2. Виды занятия: Рассказ, беседа, кино урок (использование аудио-видео материалов, электронные и печатные материалы); Виртуальная экскурсия. 3. Формы работы учеников: работа с книгой, анализ произведения; исследовательская работа, сочинение, создание презентаций.
Трудно представить себе современный урок без использования компьютерных технологий. Они могут быть органично включены в любой этап урока – во время индивидуальной или словарной работы, при введении новых знаний, их обобщении, закреплении, для контроля УУД. Использование компьютерных технологий позволяет нам вовлечь детей в активную работу и заразить их стремлением овладеть компьютерной грамотностью. В итоге возрастает интерес не только к основным, но и к факультативным занятиям, что и является нашей основной целью работы.
Творческих успехов!