Психологический практикум Автор: Паршикова Е. К., педагог-психолог МОУ «Гимназия 10», г. Ржев Тверская область 2010 год
Тема: « Меры по сохранению и укреплению психологического здоровья школьников»
Цель: выявить причины, приводящие к тревожности и эмоциональным срывам. Задачи: 1. Определить пути и меры коррекции психопрофилактики эмоциональных срывов; 2. создать благоприятные условия для сохранения психологического здоровья; 3. Осознать важность сохранения своего психологического здоровья.
Активное взаимодействие с учащимися, просим их ответить на вопросы анкеты: Кто должен заботиться о твоем здоровье? Что надо делать, если твое самочувствие ухудшилось? Какие методы сохранения здоровья ты знаешь? Как снять стресс?
Ответы на вопрос: «Кто должен заботиться о твоём здоровье?» Учителя. Врачи. Родители. Сам человек.
Что надо делать, если твое самочувствие ухудшилось?» Лечь в постель. Отпроситься домой с уроков. Пойти к врачу и попросить таблетку. Теплее одеваться, когда гуляешь на улице. «Для снятия стресса, надо…» Принять солевую ванну. Выпить горячего чая или кофе. Рассказать другу анекдот, рассмешить. Съесть шоколадку. Поиграть с собакой или кошкой.
« Какие методы сохранения здоровья ты знаешь?» - Жить в деревне, заниматься спортом, ходить в походы, по утрам бегать или делать зарядку.
« Что влияет на твоё самочувствие, активность, настроение?» Не всегда могу справляться с волнением. Получаю плохие отметки. Бывают ссоры с друзьями. Встречаю непонимание со стороны учителей и родителей. Постоянно думаю, что я неуверенный и неуспешный человек. Не испытываю радости от своей жизни.
«Что для тебя значит: «Урок счастья?» Урок, на который идешь с желанием, где чувствуешь себя комфортно и на котором всем легко и интересно. Каждый ученик учится любить мир и людей в нем. Оценивать свои мысли и поступки. Формировать ответственность за самого себя, свою жизнь.
Психопрофилактика эмоциональных срывов. Сожмите кисти в кулаки как можно сильнее. Напрягите руки. Разожмите кулаки и пошевелите пальцами. Встряхните их. Негативные чувства «живут на загривке», поэтому важно расслабить плечи. Приподнимите плечи, затем опустите их. Повторите 3 раза, затем поднимите каждое плечо несколько раз. Сложите руки в «замок» пред собой. Потянитесь, напрягая плечи и руки. Расслабьтесь. Встряхните кисти. Вы начинаете нервничать или напрягаться – глубоко вдохните и выдохните. Вдыхать нужно носом, а выдыхать через рот, причем выдох длиннее вдоха в три раза. Выдохните всё напряжение из своего тела.
Рекомендации гимназистам: научиться организовать свой режим дня; прогулка, не менее двух часов, ежедневно; дневной сон (10-50 минут), независимо от того, сколько ученик спал ночью; положительные эмоции, на каникулах, в кругу родных и близких, поужинать при свечах; добрые слова, улыбка – они усиливают ощущение счастья.
Рекомендации учителю. Учитель вместе с учащимися учится быть счастливым, здоровым, успешным, учится помогать не только другим, но и себе в достижении равновесия и гармонии.