Рабочая программа по иностранному языку в начальной школе
С 1 сентября 2011 г. введение ФГОС НОО обязательно во всех образовательных учреждениях РФ. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от « 6 » октября 2009 г. 373
ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ НОВОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов. Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются универсальные учебные действия (УУД). Под УУД понимают «общеучебные умения», «общие способы деятельности», «надпредметные действия» и т.п. Для УУД предусмотрена отдельная программа – программа формирования универсальных учебных действий (УУД). Все виды УУД рассматриваются в контексте содержания конкретных учебных предметов. Наличие этой программы в комплексе Основной образовательной программы начального общего образования задает деятельностный подход в образовательном процессе начальной школы.
Важным элементом формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования, обеспечивающим его результативность являются ориентировка младших школьников в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять (ИКТ- компетентность). Использование современных цифровых инструментов и коммуникационных сред указывается как наиболее естественный способ формирования УУД, включена подпрограмма «Формирование ИКТ компетентности обучающихся». Реализация программы формирования УУД в начальной школе – ключевая задача внедрения нового образовательного стандарта.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования включает в себя требования к (п.4, ст.7 Закона Российской Федерации «Об образовании»): - структуре основных образовательных программ; - условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям; - результатам освоения основных образовательных программ.
Иерархическая связь программ Рабочая программа по предмету Основная образовательная программа начального общего образования школы Примерная образовательная программа ФГОС
Структура рабочей программы 1. Титульный лист. 2. Пояснительная записка. 3. Общая характеристика учебного предмета, курса. 4. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане. 5. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета. 6. Планируемые результаты освоения конкретного учебного предмета, курса, дисциплины. 7. Содержание учебного предмета, курса, дисциплины. 8. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся. 9. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
1. Титульный лист программы. Обязательные грифы «Утверждена» приказом руководителя образовательного учреждения (дата, номер), «Согласовано» завучем по УВР, «Рассмотрена и рекомендована к утверждению» методическим объединением с указанием названия в соответствии с уставом образовательного учреждения (дата, номер протокола). Обязательные грифы «Утверждена» приказом руководителя образовательного учреждения (дата, номер), «Согласовано» завучем по УВР, «Рассмотрена и рекомендована к утверждению» методическим объединением с указанием названия в соответствии с уставом образовательного учреждения (дата, номер протокола). Наименование «Рабочая программа учебного курса, предмета, дисциплины (модуля) по_______для _ класса (классов, параллели) Наименование «Рабочая программа учебного курса, предмета, дисциплины (модуля) по_______для _ класса (классов, параллели) муниципального образовательного учреждения « (название)» Архангельской области». муниципального образовательного учреждения « (название)» Архангельской области». Ф.И.О. педагога, составившего данную рабочую учебную программу, категория учителя. Ф.И.О. педагога, составившего данную рабочую учебную программу, категория учителя. Рассмотрена на заседании педагогического совета протокол _____ от «____» августа____г. Рассмотрена на заседании педагогического совета протокол _____ от «____» августа____г. Год составления программы. Год составления программы. пример
2. Пояснительная записка к рабочей программе. В тексте пояснительной записки указывается: нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа; нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа; название, автор и год издания конкретной программы, на основе которой разработана рабочая программа; общие цели начального общего образования с учётом специфики учебного курса, предмета; изменения, внесённые в примерную программу, и их обоснование (если есть). пример
3. Общая характеристика учебного предмета, курса. 4. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане. использование регионального компонента; количество учебных часов, в т.ч. кол-во часов для проведения контрольных работ. 5. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета. пример
6. Планируемые результаты освоения конкретного учебного предмета, курса, дисциплины. обучающимися определяются по окончании каждого учебного года, ступени образования в соответствии с Федеральным образовательным стандартом, целями и задачами основной образовательной программы образовательного учреждения. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса обучающимися определяются по окончании каждого учебного года, ступени образования в соответствии с Федеральным образовательным стандартом, целями и задачами основной образовательной программы образовательного учреждения.
Личностные результаты образовательной деятельности это система ценностных отношений обучающихся – к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам, сформированные в образовательном процессе. Личностные результаты образовательной деятельности это система ценностных отношений обучающихся – к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам, сформированные в образовательном процессе. Метапредметные результаты образовательной деятельности это способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов. Предметные результаты освоения конкретного учебного предмета. Они формулируются в терминах «выпускник научится…», что является группой обязательных требований, и «выпускник получит возможность научиться …», не достижение этих требований выпускником не может служить препятствием для перевода его на следующую ступень образования. Предметные результаты освоения конкретного учебного предмета. Они формулируются в терминах «выпускник научится…», что является группой обязательных требований, и «выпускник получит возможность научиться …», не достижение этих требований выпускником не может служить препятствием для перевода его на следующую ступень образования. пример
7. Содержание учебного предмета, курса, дисциплины. По каждой учебной теме (разделу) указываются: наименование темы (раздела); наименование темы (раздела); содержание учебного материала (дидактические единицы); содержание учебного материала (дидактические единицы); количество часов, отведённых на эту тему. количество часов, отведённых на эту тему. пример
8. В тематическом планировании: раскрывается последовательность изучения разделов и тем рабочей программы; раскрывается последовательность изучения разделов и тем рабочей программы; распределяется время, отведенное на изучение учебного предмета, курса между разделами и темами по их значимости; распределяется время, отведенное на изучение учебного предмета, курса между разделами и темами по их значимости; распределяется время, отведенное на проведение контрольных мероприятий (контрольных, зачетов и др.). распределяется время, отведенное на проведение контрольных мероприятий (контрольных, зачетов и др.). определяются основные виды учебной деятельности обучающихся. Пример 1 пример 2 Пример 1 пример 2
9. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса. Отражает перечень необходимого материально-технического оснащения в соответствии с требованиями ФГОС, основную и дополнительную учебную литературу, учебные и справочные пособия, учебно- методическую литературу, перечень рекомендуемых средств обучения, дидактических материалов. Полный набор учебно-методического комплекта включает следующие материалы: учебно-программные (учебный и тематический планы, учебные программы); учебно-программные (учебный и тематический планы, учебные программы); учебно-теоретические (учебники, учебные пособия); учебно-теоретические (учебники, учебные пособия); учебно-практические (сборники упражнений и задач, контрольных заданий, текстов, практических работ и лабораторных практикумов, хрестоматии): учебно-практические (сборники упражнений и задач, контрольных заданий, текстов, практических работ и лабораторных практикумов, хрестоматии): учебно-методические (методические рекомендации по изучению курса, методические рекомендации по выполнению контрольных работ, по написанию рефератов и исследовательских работ); учебно-методические (методические рекомендации по изучению курса, методические рекомендации по выполнению контрольных работ, по написанию рефератов и исследовательских работ); учебно-справочные (словари, учебно-терминологические словари, учебные справочники); учебно-справочные (словари, учебно-терминологические словари, учебные справочники); учебно-наглядные (иллюстрированные материалы: альбомы, атласы, таблицы, схемы; технические и электронные средства обучения, лабораторное оборудование); учебно-наглядные (иллюстрированные материалы: альбомы, атласы, таблицы, схемы; технические и электронные средства обучения, лабораторное оборудование); учебно-библиографические пособия. пример учебно-библиографические пособия. пример пример