Роль и место программы внеурочной деятельности Дворцова Наталия Борисовна, к. п. н., доцент, зам. зав. кафедры педагогики ГАОУ ДПО « Сар ИПКиПРО »
Актуальность введения внеурочной деятельности удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей ребёнка ; оптимизация учебной нагрузки обучающихся ; обеспечение благоприятной развивающей среды ; гибкое и оперативное реагирование на изменение социального заказа.
Мониторинг внеурочной деятельности Сравнительный анализ уч. г. и уч. г.
Пилотные ОУ спортивно - оздоровительное – 98 % духовно - нравственное – 78,5 % общеинтеллектуальное – 77,5 % общекультурное – 76 % социальное - 67 %
Программное обеспечение спортивно - оздоровительное – 1,6 общеинтеллектуальное – 0,9 общекультурное – 0,8 духовно - нравственное – 0, 75 социальное - 0,7
Количество часов, предлагаемых на внеурочную деятельность От 4 до 6 часов отводится на реализацию внеурочной деятельности за счет бюджетного финансирования в 90 % ОУ районов Саратовской области. В Саратове и ЗАТО « Шиханы » ОУ отводят на внеурочную деятельность до 10 часов.
Кадровый потенциал доля педагогов дополнительного образования, реализующих часы внеурочной деятельности в ОУ на 2011/12 уч. год, снижается ( с 20% до 14%), доля учителей - предметников ОУ возрастает более чем в два раза ( с 36% до 76%)
Включённость родителей во внеурочную деятельность В Энгельсском районе и в г. Саратове силами родителей обучающихся реализуется от 25 до 35 программ
Проблемы организации внеурочной деятельности Недостаточность программ внеурочной деятельности, отсутствие их вариативности по всем направлениям ведет к ограниченности выбора для обучающегося ; Отсутствие подготовленных специалистов организации внеурочной деятельности ; Ограниченный репертуар инновационных форм осуществления внеурочной деятельности ; Отсутствие системной работы с родителями по пропаганде значимости внеурочной деятельности Недостаточная материально - техническая база для организации внеурочной деятельности.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от « 6 » октября 2009 г. 373 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от « 6 » октября 2009 г. 373 В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся учебный план предусматривает время : на увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных обязательных учебных предметов ; на введение учебных курсов, обеспечивающих различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные ; на внеурочную деятельность.
Основная образовательная программа начального общего образования должна содержать следующие разделы : пояснительная записка ; планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования ; учебный план начального общего образования ; программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования ; программы отдельных учебных предметов, курсов ; программа духовно - нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования ; программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни ; программа коррекционной работы 1 ; система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от «26» ноября 2010 г Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от «26» ноября 2010 г ИЗМЕНЕНИЯ, которые вносятся в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г Пункт 16 изложить в следующей редакции : «16. Основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением через учебный план и внеурочную деятельность.
Основная образовательная программа начального общего образования должна содержать следующие разделы : пояснительная записка ; планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования ; учебный план начального общего образования ; программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования ; программы отдельных учебных предметов, курсов ; программа духовно - нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования ; программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни ; программа коррекционной работы 1 ; система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Возможные варианты Интегрировать внеурочную деятельность в разделы основной образовательной программы НОО ; Вывести отдельным разделом основной образовательной программы НОО.
« Программа внеурочной деятельности обучающихся образовательного учреждения » ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА УЧЕБНЫЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОЖИДАЕМЫЕ КОНЕЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОГРАММЫ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
Направления внеурочной деятельности спортивно - оздоровительное, духовно - нравственное, социальное, общекультурное общеинтеллектуальное,
Модуль 1« Спортивно - оздоровительное направление » Наименование кружка, спортивной секции, объединения и т.д. Общее количество часов Аудиторные часы Неаудиторные Часы Объединение по скейтбордингу «Детский туризм «Наше здоровье - в наших руках» «Общая физическая подготовка» Всего по модулю:
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей « Дом детского творчества » Волжского района г. Саратова Дополнительная образовательная программа ОБЪЕДИНЕНИЯ ПО СКЕЙТБОРДИНГУ Возраст обучаемых : лет Срок реализации : 2 года Автор - составитель : педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории ФОМИН Юрий Александрович г. Саратов 2011 год Согласовано Директор МОУ « СОШ 9 _____________ Н. Д. Миронова «____»_________2011 г. Утверждаю Директор Дома детского творчества _____________ А. В. Скиданова «___»______________2011 г.
Первоочередная задача Научно - методическое сопровождение предполагает создание общего программно - методического пространства внеурочной деятельности.