1 Общественное участие в оценке деятельности ОУ, педагогов и учащихся Заместитель директора по ВР МОУ СОШ 8 г.Моздока РСО – Алания Сарахман Ирина Дмитриевна 2008 год
Современные тенденции в развитии образования в мире : рост автономии школы, делегирование ей прав на распределение бюджета и управления ресурсами, в том числе кадровыми; включение общественности в управление школой; включение общественности в управление школьными системами на разных уровнях (муниципальный, региональный, национальный); пересмотр функций и способов работы школьной инспекции (resp. аттестации); учет материалов самооценки школ (self-evaluation), а также учет мнения потребителей услуг при оценке работы учреждения; переход к оценке школ и учащихся по принципу шага развития (Value added – « добавленная образовательная стоимость » ), перенос центра тяжести в оценке - с контроля на развитие.
Постановка проблемы: К сегодняшнему дню образовательное пространство России оформилось как многообразное, позволяющее выстраивать вариативные траектории развития ребенка. Пространство такого рода не может эффективно управляться администрированием. Необходимо создание управленческой модели, которая обеспечивала бы как продуктивное функционирование, так и развитие системы образования.
В ы х о д : Назрела необходимость рассматривать кадровые вопросы, содержание образования, проблемы бюджетного финансирования, образовательной политики в целом непосредственно с участием общественных институтов управления школой; учитывать общественное мнение при оценке деятельности ОУ и отдельных учителей и учащихся.
Наиболее эффективные формы выявления общественного мнения Выявление общественного мнения осуществляется в разных формах: а) традиционные: собеседование, анкетирование, социологические опросы, обсуждение различных проблем системы образования в целом и конкретного учреждения в частности на родительских собраниях; б) новые: использование ИКТ – электронный журнал, электронная учительская, школьный сайт, форумы.
6 1. Оценка деятельности ОУ
7 Эффекты, ожидаемые от расширения участия общественности в оценивании деятельности общеобразовательных учреждений: В процессе оценивания происходит выявление требований учредителя, социальных партнеров – заказчиков и потребителей образовательных услуг, что создает возможности для их учета при построении образовательного процесса.
8 Обсуждение публичного доклада, образовательной программы, программы развития ОУ позволяет провести выработку и корректировку образовательной программы и плана работы школы. Эффекты, ожидаемые от расширения участия общественности в оценивании деятельности общеобразовательных учреждений:
9 Повышение открытости школы ведет к росту доверия к ней, поддержки в социуме, развитию социального партнерства. Эффекты, ожидаемые от расширения участия общественности в оценивании деятельности общеобразовательных учреждений:
10 Участие родителей в обсуждении проблем образования, конкретного учебного заведения ведет к распределению ответственности за судьбу ребёнка между родителями и школой. Эффекты, ожидаемые от расширения участия общественности в оценивании деятельности общеобразовательных учреждений:
11 В то же время, взятые перед общественностью обязательства ведут к росту ответственности ОУ. Все вместе взятое это служит повышению качества образования Эффекты, ожидаемые от расширения участия общественности в оценивании деятельности общеобразовательных учреждений:
Общественные институты управления школой Р и с к и : В настоящий момент, как правило, компетенции УСШ «идут впереди» компетентности его членов. 12 ??? Как подходить к выборам в УСШ?
13 Главная страница школьного сайта
Р и с к и : Не во всех семьях есть компьютер. Далеко не все родители умеют пользоваться компьютером. Нет культуры общения. Насаждается безграмотность. 14 Положительные эффекты: Открытость информации, виртуальные родительские собрания, совещания, пятиминутки и т.п. высвобождение времени педагогов и возможность использовать его для индивидуальной работы с проблемными учащимися и их семьями.
Категории раздела: Объявления для учителей; Графики и циклограммы; Расписание уроков; Новые документы (приказы локальные акты и Положения о конкурсах); Классному руководителю. 15 « У ч и т е л ь с к а я »
«Родительское собрание» 16
«Мини-чат» и «Форум» 17
Выход из ситуации: 1. Пиар ИКТ – пропаганда на школьных и классных родительских собраниях. 2. Воспитание культуры общения. 3. Постоянное обновление материалов на страницах сайта. 18
19 2. Оценка деятельности отдельных педагогов и учащихся
20 Риски получения необъективной оценки: Получить общее объективное впечатление о деятельности педагога мешают следующие тенденции: исключительное значение придается личному опыту; ориентация на числовые соотношения положительно и отрицательно оцениваемых действий; оценивание проходит на основе частично реконструированной ситуации, в которой протекала деятельность; об элементах прошлой деятельности судят на основе современных методов; чрезмерное значение придается личным свойствам, вызывающим симпатию или антипатию к человеку, а не результатам деятельности.
Пути решения: Взвешенная комплексная оценка труда другого человека в значительной степени зависит от профессиональной подготовки и индивидуальных особенностей проверяющего. Снять влияние чисто эмоционального, личностного фактора способны в первую очередь коллективные формы оценивания, помогающие избежать односторонности и пристрастности.
В условиях развития самоуправления важнейшим регулятором отношений в коллективе является общественное мнение, которое, независимо от уровня своего развития, выражает отношение педагогов к поставленным перед школой в ходе аттестации задачам. Общественное мнение обладает оценочными, воспитательными, контрольными и консультативными функциями; выступает в качестве важного регулятора коллективных отношений; формирует моральные взгляды человека: способствует коррекции положения личности в коллективе, выработке объективной самооценки и адекватной ей коллективной оценки. Пути решения:
23 I. Отношение к общественной деятельности. 1. Отрицательно относится к общественным делам 2. Безразличен к общественным делам 3. Привлекает возможность получить поощрение 4. Привлекает значимость общественных дел 5. Привлекает творческое начало в общественных делах Оценочный лист по выявлению общественного мнения об отношении педагога к обществу, труду, другим людям и самому себе II. Общественная активность. 1. Никогда не участвует в общественных делах 2. Выполняет поручение от случая к случаю 3. Участвует в общественных делах часто, но как исполнитель 4. Участвует в общественных делах регулярно 5. Инициатор общественных дел в коллективе III. Отношение к предмету и учащимся. 1. Учит без интереса к предмету и учащимся 2. Интересуется отдельными проблемами 3. Проявляет интерес к отдельным проблемам и учащимся 4. Любит свой предмет, но имеет проблемы с учащимися 5. Любит и предмет, и учащихся IV. Участие в трудовой деятельности. 1. Избегает участия в трудовых делах 2. Иногда участвует, но работу выполняет плохо 3. Участвует, но при отсутствии контроля работу не выполняет 4. Одинаково хорошо выполняет любую работу 5. Работает увлеченно, не допускает небрежности V. Отношение к коллегам. 1. Отрицательно относится ко всем 2. Безразличен к коллегам 3. Положительно относится лишь к тем, в чьем хорошем отношении заинтересован 4. Внимателен и чуток по отношению к большинству 5. Внимательность и чуткость сочетаются с требовательностью VI. Участие в делах коллег. 1. Никогда никому не помогает 2. Иногда помогает избранным 3. Помогает постоянно избранным 4. Помогает иногда любому 5. Помогает всегда любому
Оценка деятельности классных руководителей в условиях НСОТ
25 Школьные конкурсы: Ученик года; Лучший класс года; Лучший классный руководитель; Родитель года.
26 3.Подведём итоги
27 Можем ли мы сегодня говорить о том, что школа стала открытой, в чем это проявляется? Готова ли школа реагировать на общественное мнение? Практика общественного участия в управлении образованием из задачи общеобразовательного учреждения становится его реальностью (УСШ). Ежегодный публичный отчет о деятельности педагогических коллективов перед общественностью оценивает не только качество образовательных услуг, но и дает возможность выхода с инициативой реализации социально значимых проектов.
28 Влияет ли общественное мнение на формирование социального статуса образовательного учреждения и педагогов? Общественное мнение – стимул к активным действиям для достижения высоких результатов педагогической деятельности. Участие образовательных учреждений и педагогов в конкурсах профессионального мастерства, в конкурсном отборе в рамках приоритетного национального проекта «Образование» как одна из форм проявления активности педагогов. Увеличение количества участников олимпиад, конкурсов и конференций различного уровня как показатель повышения педагогической и социальной активности педагогов и учащихся.
29 Какова роль социальных партнеров в формировании положительного статуса образовательного учреждения и педагогов? Можно ли рассматривать социальное партнерство как показатель востребованности образовательного учреждения? Социальное партнерство в образовании – особый тип отношений, позволяющий наиболее оптимально и эффективно достигать качества образования. Социальные партнеры, представители бизнес-структур, предприятий и организаций не менее образовательного учреждения заинтересованы в том, какой выпускник придет к ним. Это объясняет желание участвовать в делах учреждения, развивать сотрудничество, помогать в решении различных проблем. Заинтересованные в достойном уровне образованности и воспитанности обучающихся социальные партнеры (представители учреждений культуры, дополнительного образования, здравоохранения, сферы услуг, службы занятости), сотрудничая с образовательными учреждениями и педагогами, решают общую задачу воспитания подрастающего поколения.
30 Спасибо за внимание!!!