Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе Из практики работы учителя начальных классов: Н. В. Сизовой, МОУ СОШ 4 г.Полярные Зори
« Единственная красота, которую я знаю, – это здоровье» Г. Гейне.
Причины неблагополучия здоровья учащихся недостаток физической активности учащихся, приводящий к гиподинамии и другим нарушения здоровья школьников; перегруженность учебных программ, вызывающая у учащихся переутомление и стресс; невозможность (неспособность) многих учителей в условиях современной организации образовательного процесса реализовать индивидуальный подход к школьникам; недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей;
Творческий подход к образовательному процессу игровые ситуации на уроках, разные формы уроков (КВН, викторина, игра); сценки литературных сюжетов; подвижные игры на переменах; наглядность; занимательные упражнения; фантазирование; творческий характер домашних заданий (составить задачу, пример, нарисовать иллюстрацию к произведению, придумать загадку на тему)
Виды учебной деятельности опрос учащихся: фронтальный опрос с использованием мяча; письмо; чтение; слушание; рассказ; рассматривание наглядных пособий; ответы на вопросы; решение задач.
Формы организации деятельности работа в группах (статическая, подвижная) работа в парах сменного состава фронтальный опрос с использованием предмета использования элементов игры в качестве обратной связи и оценки ответов одноклассников хлопанье в ладоши (ритмический счёт до 10,) пальчиковая гимнастика использование сигнальных карточек разного цвета и формы деятельность с элементами соревнования
Игровые методы, способствующие активизации инициативы и творческого самовыражения самих обучающихся: Игры на : развитие внимания развитие памяти и восприятия, наблюдательности развитие произвольных достижений и самоконтроля развитие сообразительности, самодисциплины и самоорганизации – игры, способствующие снятию страхов в общении развитие мышления и речи
Проведение физкультурных минуток расслабление кистей рук; массаж пальцев перед письмом; дыхательная гимнастика; предупреждение утомления глаз.
Физминутка Поднимайте плечики, Прыгайте кузнечики, Прыг-скок, прыг- скок, Сели травушку покушать, (присели) Тишину послушать. Тише, тише, высоко. Прыгай на носках легко! Поднимайте плечики, Прыгайте кузнечики, Прыг-скок, прыг- скок, Сели травушку покушать, Тишину послушать. Тише, тише, высоко. Прыгай на носках легко!
Эмоциональный климат на уроке: «хороший смех дарит здоровье»; мажорность урока; эмоциональная мотивация в начале урока; создание ситуации успеха.
Внеклассная работа: экскурсии; участие в спортивных соревнованиях; спортивные секции, кружки, бассейн ( посещают все дети ); досуговые оздоровительные мероприятия с родителями; беседы; конкурсы рисунков.
Проектная деятельность Проект «Сам себе я помогу, я здоровье сберегу» Направления: 1 класс - Личная гигиена 2 класс – Организация здорового досуга 3 класс – Вредные привычки 4 класс – Половое воспитание с учётом возрастных особенностей
Проект «Сам себе я помогу, я здоровье сберегу» 1 класс – Личная гигиена. Особенности правильного питания 1. Режим дня младшего школьника. Питание младших школьников. 2. Уроки Мойдодыра. 3. Следствие ведут Колобки. 4. Что такое хорошо и что такое плохо?
«Учитель многое может, и если все, что он может сделать для укрепления здоровья школьников, он осуществляет, дети вырастут такими, какими мы все хотим их видеть – хорошими, умными и здоровыми». Так высоко оценивает роль учителя известный советский гигиенист профессор С.М. Громбах.