«ТЕХНОЛОГИИ РАЗРЕШЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ» Кочаловская Наталья Михайловна воспитатель выступление на педагогическом совете ГОУ СОШ-интернат 11 с углубленным изучением китайского языка СЗОУО ДО г. Москвы
Цель исследования: изучить особенности возникновения конфликтов и способы их разрешения в школе. Объект исследования: педагогические конфликты в условиях современной общеобразовательной школы. Предмет: технологии разрешения педагогических конфликтов Задачи: 1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме конфликтов. 2. Определить признаки конфликта, рассмотреть динамику конфликта, познакомиться с особенностями педагогических конфликтов. 3. Изучить типы конфликтных личностей, проанализировать стили педагогического взаимодействия, рассмотреть психологический анализ конфликтов. 4. Разработать педагогическую программу по разрешению конфликтов в школе. 5. Определить пути решения конфликтов, используя такие педагогические технологии как: общение, оценка, требование, конфликт и информативное воздействие.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ В конфликте всегда присутствует: противоречие, столкновение позиций, различие интересов, ценностных или нормативных представлений сторон. Конфликтная ситуация возникает когда: противоречия нарушают нормальное взаимодействие; наносят ущерб сторонам и они начинают видеть источник возникшей проблемы в позиции другой стороны, Решением проблемы считается: преодоление разногласий – принятие одной стороной точки зрения другой; взаимные уступки; компромисс или вариант, устраивающий обе стороны.
Понятие конфликта в философии Высшей ценностью мыслители древности признавали не войну и борьбу, а мир и согласие. Сущность конфликта, может быть глубоко понята в свете категорий противоречий и борьбы. Противоречия носят универсальный характер. С универсальностью противоречий связан и всеобщий характер конфликта, выступающего как одно из состояний или свойств противоречия. Важнейшим инструментом восстановления естественных для людей отношений мира и согласия должно стать создаваемое ими по взаимному договору демократическое государство.
Понятие конфликта в других науках Науки, исследовавшие формы конфликтного взаимодействия : история, искусствоведение, педагогика, политология, военные науки, правоведение, экономическая теория, теория управления и некоторые другие
Признаки конфликта наличие ситуации, которая воспринимается как конфликтная; объект конфликта; желание продолжить конфликтное взаимодействие для достижения своих целей, нежелание поиска решений для выхода из сложившейся ситуации
Субъекты конфликта. Межгрупповые конфликты в своих проявлениях отличаются от межличностных. Объект конфликта. Конфликт ценностей и убеждений проявляется иным образом, нежели конфликт, вызванный несходством взглядов на профессиональные вопросы, обязанности субъектов по отношению друг к другу или ресурсов, которыми обладают субъекты конфликта. Стадии развития конфликта. На разных стадиях отмечаются свои характерные черты. Уровень развития коллектива. В менее зрелых, недостаточно сплоченных коллективах имеют свои мотивы и способы проявления, нежели конфликты в коллективах сплоченных. Формы проявления конфликта. Скрытые формы проявления конфликта внешне отличаются от открытых форм проявления
Динамика конфликта 1. Возникновение объективных пpотивоpечий 2. Осознание конфликтной ситуации 3. Переход к конфликтным действиям 4. Разрешение конфликта
Виды педагогических конфликтов Конфликты деятельности Конфликты отношений Конфликты поведения
Особенности педагогических конфликтов 1. профессиональная ответственность учителя ; 2. участники конфликтов имеют различный социальный статус; 3. разница возраста и жизненного опыта участников конфликта; 4. различное понимание событий и их причин участниками конфликта
5. присутствие других учеников при конфликте делает их из свидетелей участниками; 6. профессиональная позиция учителя в конфликте обязывает его на первое место суметь поставить интересы ученика как формирующейся личности; 7. всякая ошибка учителя порождает новые ситуации и конфликты, в которые включаются другие ученики; 8. конфликт в педагогической деятельности легче предупредить, чем успешно разрешить.
Конфликт в педагогической ситуации Причины конфликта в педагогической ситуации несовпадение позиций в отношении учебы и правил поведения в школе противоположность позиций в отношении учебы и правил поведения в школе недисциплинированность, расхлябанность ученика несерьезное отношение к учебе того или иного ученика излишняя авторитарность, нетерпимость учителя
ТИПЫ КОНФЛИКТНЫХ ЛИЧНОСТЕЙ Демонстративный Целенаправленно конфликтный Неуправляемый
Стили педагогического взаимодействия компромисс соперничество приспособление игнорирование сотрудничество конкуренция
Причины конфликта объективные; организационно- управленческие; социально- психологические; личностные.
Способы разрешения конфликта нежность юмор шутка компромисс уступки принуждения третейский суд
Наблюдение и разрешение педагогических конфликтов в ГОУ СОШ-интернате 11 с углубленным изучением китайского языка Эксперимент проводился в условиях учебно- воспитательного процесса ГОУ СОШ- интерната 11 с углубленным изучением китайского языка СЗОУО До г. Москвы. В него были вовлечены 260 учащихся 1-10 классов, 50 педагогов. В воспитательном эксперименте участвовали один экспериментальный и один контрольный классы, целенаправленная работа, с которыми проводилась на протяжении четырех месяцев.
Состав экспериментального и контрольного классов в возрастном и количественном отношении был приблизительно одинаков; результаты успеваемости и уровень взаимоотношений также примерно равны. Описать конфликт и выявить его причины нам помогли следующие методы и методики: - наблюдение; - опросы, беседы с учащимися, родителями, педагогами работающими в этом классе, мини-сочинение "Я и мой класс";
Результаты эксперимента по снижению уровня агрессивности у учащихся
Результаты эксперимента по снижению уровня тревожности у учащихся
Результаты исследования основных тенденций поведения учащихся в конфликте
Уровень мотивационно – личностной готовности учащихся
Результаты эксперимента изменения конфликтных установок в поведении учащихся
Уровень психолого-педагогической компетентности педагогов в вопросе конструктивного урегулирования педагогических конфликтов
Анализ результатов эксперимента и практическая работа по внедрению в педагогическую практику механизма конструктивного разрешения конфликтов позволил сделать вывод о том, что для формирования опыта конструктивного разрешения и урегулирования конфликтов необходимо наличие следующих педагогических условий: создание комфортного психолого-педагогического климата в школьном коллективе; осуществление системы мер по развитию у учащихся мотивации к конструктивному урегулированию и разрешению конфликтов среди учащихся; наполнение содержания подготовки учащихся и педагогов специальными знаниями о сущности, структуре, функциях конфликта и механизмах его конструктивного разрешения; разработка механизма, системы методов, формирующих умения и навыки конструктивного урегулирования конфликтов как среди учащихся, так и среди педагогов; системная психолого-педагогическая диагностика учащихся на каждом этапе разрешения конфликта; высокий уровень психолого-педагогической компетентности педагогов.
Используемые источники 1. htm l; htm l 2. html pedagogicheskiy-konflikt-reshenie-konfliktnyih- situatsiy-v-pedagogicheskom-protsesse; pedagogicheskiy-konflikt-reshenie-konfliktnyih- situatsiy-v-pedagogicheskom-protsesse html 7.