Чупров Л.А. МОУ СОШ 3 с. Камень-Рыболов Ханкайского района Приморского края
После смещения Н. С. Хрущева страной последовательно руководили: в гг. Генеральный секретарь ЦК КПСС Л. И. Брежнев, в гг. Ю. В. Андропов, гг. К. У. Черненко.
Главы правительства (Совета Министров) A.Н. Косыгин ( ) Н. А. Тихонов ( ).
Это время позже стали называть периодом «застоя» (а тогда именовали «развитым социализмом»), «золотой век» советской бюрократии, достигшей всевластия. В СССР известна кккак Косыгинская реформа, на Западе кккак реформа Либермана реформа управления народным хозяйством и планирования, осуществлённая в гг. Впервые основные идеи реформы были обнародованы в статье профессора Харьковского инженерно- экономического института и Харьковского государственного университета Е. Г. Либермана «План, прибыль, премия» в газете «Правда» и его докладе «О совершенствовании планирования и материального поощрения работы промышленных предприятий», направленном в ЦК КПСС. Поддержку предложениям Либермана высказали ведущие экономисты ккак. В. С. Немчинов, ккак. С. Г. Струмилин, эксперты Госплана СССР, руководители предприятий и др. В. С. НемчиновС. Г. Струмилин Евсей Григорьевич Либерман
Реформа представляла собой комплекс из пяти групп мероприятий: Ликвидировались органы территориального хозяйственного управления и планирования советы народного хозяйства, созданные в 1957 г., предприятия становились основной хозяйственной единицей. Восстанавливалась система отраслевого управления промышленностью, общесоюзные, союзно-республиканские и республиканские министерства и ведомства. Сокращалось количество директивных плановых показателей (с 30 до 9-ти). Действующими оставались показатели по: общему объёму продукции в действующих оптовых ценах; важнейшей продукции в натуральном измерении; общему фонду заработной платы; общей суммы прибыли и рентабельности, выраженной кккак отношение прибыли к сумме основных фондов и нормируемых оборотных средств; платежам в бюджет и ассигнованиям из бюджета; общему объёму капитальных вложений; заданий по внедрению новой техники; объёму поставок сырья, материалов и оборудования.
Расширялась хозяйственная самостоятельность предприятий. Предприятия обязаны были самостоятельно определять детальную номенклатуру и ассортимент продукции, за счёт собственных средств осуществлять инвестиции в производство устанавливать долговременные договорные связи с поставщиками и потребителями, определять численность персонала, размеры его материального поощрения. За невыполнение договорных обязательств предприятия подвергались финансовым санкциям, усиливалось значение хозяйственного арбитража.
Ключевое значение придавалось интегральным показателям экономической эффективности производства прибыли и рентабельности За счёт прибыли предприятия получали возможность формировать ряд фондов фонды развития производства, материального поощрения, социально-культурного назначения, жилищного строительства, др. Использовать фонды предприятия могли по своему усмотрению (разумеется, в рамках существующего зккаконодательства).
Ценовая политика: оптовая цена реализации должна была обеспечивать предприятию заданную рентабельность производства. Вводились нормативы длительного действия не подлежащие пересмотру в течение определённого периода нормы плановой себестоимости продукции.
Основные мероприятия реформы были введены в действие на протяжении 8-й пятилетки гг. К осени 1967 г. по новой системе работали 5,5 тыс. предприятий (1/3 промышленной продукции, 45 % прибыли), к апрелю 1969 г. 32 тыс. предприятий (77 % продукции). На протяжении пятилетки фиксировались рекордные темпы экономического роста. В гг. среднегодовые темпы роста национального дохода в СССР составляли 6,1 % (США 3,1 %, Японии 7,4 %, ФРГ 3,4 %, Франции 4,4 %, Великобритании 2,2 %). Был осуществлён ряд крупных хозяйственных проектов (создание Единой энергосистемы, внедрение автоматизированных систем управления (АСУ), развитие гражданского автомобилестроения и пр.). Высокими были темпы роста жилищного строительства, развития социальной сферы, финансировавшихся за счёт средств предприятий. Реформа имела выраженный эффект разового привлечения резервов роста: повысилась скорость обращения в фазе «товар деньги», уменьшилась «штурмовщина», увеличилась ритмичность поставок и расчётов, улучшалось использование основных фондов. Предприятия разрабатывали индивидуальные гибкие системы поощрения Восьмая пятилетка получила образное название «золотой».
Среди причин «захлёбывания» реформы обычно приводятся сопротивление консервативной части Политбюро ЦК (негативную позицию по отношению к реформе занимал Н. В. Подгорный), а тккакже ужесточение внутриполитического курса под влиянием Пражской весны 1968 г. По воспоминаниям Н. К. Байбккакова, особенно негативную роль играло внутри аппаратное соперничество между А. Н. Косыгиным и Н. А. Тихоновым. Контрпродуктивными были разногласия между Совмином, Госпланом СССР с одной стороны, и Министерством обороны с другой. Маршал (Д. Ф. Устинов) выступал за постоянный рост военных расходов, против увеличения которых выступали Косыгин и Байбккаков. Неблагоприятным «анти стимулом» для развития реформаторских усилий мог быть рост поступлений от экспорта энергоносителей, дающий возможность консервативному советскому руководству конца 1970-х гг. поддерживать экономический рост и удовлетворять внутренний потребительский спрос за счёт быстрого увеличения импорта. Д. Ф. Устинов БАЙБАКОВ Николай Константинович
Оценивая итоги реформы, в частности, феномен «замедления темпов роста» в 1970-е 80-е гг. следует принимать во внимание ряд фккакторов, влиявших на темп и качество экономического развития: исчерпание экстенсивных фккакторов роста, прежде всего, из-за исчерпания резервов мобильной рабочей силы и снижения экономической отдачи от увеличения занятости (из-за технологического застоя, вызванного изначально заложенным в реформе отсутствием стимула к снижению себестоимости, и негибкого планового харккактера сферы услуг) необходимость прямого и косвенного дотирования неэффективных предприятий, отраслей и экономик отдельных территорий, вызванная усилением ведомственного и территориального лоббизма и стремлением союзного руководства избегать непопулярных решений социальные программы 1970-х гг. (сокращение рабочего времени, рост доходов населения) затратные программы хозяйственного развития Сибири и Дальнего Востока, не давшие ожидавшейся валовой прибыли в краткосрочном периоде. крайне затратную программу развития вооружённых сил Брежнева-Гречко- Горшкова кредиты СССР странам третьего мира в рамках борьбы за влияние в мире (Африка, Ближневосточный конфликт и пр.) Гречко А.А.Горшков С.Н.