МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛИЦЕЙ СЕЛА ХЛЕВНОЕ ХЛЕВЕНСКОГО РАЙОНА ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ Мастер – класс Автор: учитель технологии Распопов Сергей Владимирович Хлевное 2014
Выбор объектов труда один из важнейших этапов в его организации. Сложность его связана со многими факторами: возрастом учащихся, материальной базой для изготовления выбираемых объектов, технологией изготовления изделий, их практического использования и др. В связи с этим при выборе объектов труда для школьников разных классов необходимо учитывать ряд требований.
Соответствие программе трудового обучения. Обеспечение воспитательных и развивающих функций в процессе труда. Преемственность в изготовлении объектов труда. Сочетание посильности и необходимой сложности изготовления объекта труда. Сочетание педагогических целей и целесообразности труда школьников. Развитие творческих начал в процессе трудовой деятельности учащихся. Соблюдение требований безопасности труда.
Выполнение всех рассмотренных выше требований труда зависит от многих факторов: Состояния материально-технической базы школы. Численного состава и уровня подготовки учащихся. Социального окружения школы. Взаимодействия школы и базового предприятия. Творческой работы педагогического коллектива школы, поиска объектов труда школьников.
При подготовке к урокам, связанным с формированием умений и навыков по выполнению какой-либо операции обработки материалов, учитель решает следующие общие вопросы: Подбирает объекты труда, посильные для учащихся. Определяет методику изложения нового материала. Организует самостоятельную работу учащихся.
Распилить обрезную доску на заготовки
Рейки сечением (30 мм х 10 мм, 50 мм х 10 мм и 10 мм х 10 мм)
Разметить детали изделия
Выполнить пиление мелкозубой ножовкой
Шлифовать полученные детали
Разметить центры отверстий
Сверлить отверстия диаметром 10 мм
Зачистить края полученных отверстий шлифовальной шкуркой и соединить детали на клею
Коронкой по дереву диаметром 22 мм изготовить цилиндрические детали
Шлифовать полученные детали
Разметить центр отверстия
Сверлить отверстие диаметром 1,5 мм
Разметить центр отверстия
Сверлить отверстие диаметром 3 мм
Пассатижами нарезать палочку для шашлыка на детали небольшого размера
Шлифовать торцы полученных деталей и соединить с помощью клея
Соединить детали изделия с помощью гвоздей (длина гвоздя 15 мм)
Плашку с диаметром резьбы 12 мм установить в патроне станка ТВ-6
Рейку сечением 10 х 10 мм обработать плашкой до получения цилиндрической формы (технологическую операцию выполняет учитель)
Разметить, пилить и шлифовать цилиндрические детали (длиной 30 мм и диаметром 10 мм)
Выполнить соединение деталей с помощью клея
В трубах корабля сверлить глухие отверстия диаметром 3 мм
Изделие готово!
Информационные источники: Коваленко В.И., Куленёнок В.В. Объекты труда 5 класс.- М.: Просвещение, с. Гульянц Э.К. Учите детей мастерить.- М.: Просвещение, 1984, с., ил.