Анализ монументальной скульптуры майя на стелах, рельефах и притолоках выявил наличие нескольких повторяющихся канонических сюжетов. Обычно на лицевой стороне стелы изображен один человек в богатой одежде и вычурном головном уборе с различными предметами в руках. Среди наиболее типичных и часто повторяющихся изображений на скульптурных монументах майя можно выделить группы мотивов: Группа I военная: изображает правителя города-государства в батальных сценах, либо вооруженным в сценах триумфа, на фоне связанных пленников и т. д. Группа II династическая: в ней представлен правитель с ат рибутами и символами своей власти стоящий со скипетром и щитком или ритуальной полосой, сидящий на троне и т. д. Группа III ритуальная: правитель, участвующий в разного рода обрядах и общающийся с богами.
Изображение царя в образе воина- победителя один из наиболее распространенных мотивов классического искусства майя. Эта группа имеет несколько разновидностей: «царь на поле брани», принимающий непосредственное участие в военных действиях (как правило, он показан берущим в плен поверженных врагов), и «царь в сценах триумфа», когда победоносный правитель с оружием или символами власти в руках показан рядом со связанными пленниками у его ног. Иногда царь топчет тело пленника ногами или же стоит на нем, как на пьедестале. Сцена боя. Фрагмент настенной росписи в Бонампаке
Главная тема скульптурных монументов майя в I тысячелетии н. э. изображение конкретных правителей, сопровождаемое коротким иероглифическим текстом, который содержит обычно и историческую информацию. Лицо правителя обычно трактовано в весьма условной манере, типичный образ властителя в классическом искусстве майя отличается в большинстве случаев идеализацией и формализмом. Это находится в разительном контрасте с изображениями пленников, которые часто демонстрируют живые человеческие чувства: страх, горе, боль от ран и т. д. В подавляющем большинстве случаев резные стелы встречаются группами по нескольку штук.
В подавляющем большинстве случаев резные стелы встречаются группами по нескольку штук. Каждая группа памятников служит своеобразной каменной «летописью» жизни и деяний одного конкретного правителя. Стелы. Пьедрас-Неграс
Различные сцены и надписи помогают понять политику властителей майя. Руководство армией было, несомненно, важной обязанностью царя. То, что людей брали в плен именно во время военных кампаний, тоже очевидно. Ряд скульптурных изображений и надписей с сообщениями о проведении царем различных священных обрядов. Отмечены ритуалы с участием змей и сцены, показывающие самоистязание с выделением крови. Эти сцены свидетельствуют о важности религиозных церемоний в жизни древних майя. Торжественная процессия. Фрагмент настенной росписи в Бонампаке
Династическая группа изображений содержит изображения правителей, сидящих на тронах, в сценах аудиенций и приемов, с атрибутами власти в руках, в окружении слуг и сановников, а также членов семьи. Сюда же следует отнести фигуры правителей, демонстрирующих священные символы своей власти и высокого социального положения. отличительными признаками царской власти служили троны и балдахины. Интересно упоминание среди царских, регалий когтей и головы ягуара. Судя по сообщениям испанских и индейских летописцев важнейшим символом царской власти у майя считалась также циновка. Циновкой покрывали скамью или деревянный трон, на котором восседал правитель. Часто в качестве прямого эквивалента циновке служила шкура ягуара. Иногда правители майя предпочитали иметь трон в виде ягуара. Правитель на троне, покрытом шкурой ягуара. Глина.
К числу атрибутов власти относятся ритуальные (змеиные) полосы, скипетры и щиты. Внешне полоса представляет собой змею с изогнутым или прямым туловищем, к обоим концам которого присоединены змеиные головы. Как правило, в пасти одной из голов находится маска бога солнца, а в другой - бога воды и дождя. Притолока. Йашчилан С конца VII в. во многих городах Центральной области майя получает широкое распространение новая разновидность символов власти скипетр, встречающийся обычно в сочетании с маленьким круглым щитом, украшенным посредине маской бога солнца. Эти изображения связаны с обожествлением правителей.
Одной из главных обязанностей вождя или царя у земледельческих племен было вызывание дождя для выращивания хорошего урожая. Майя с глубокой древности почитали богов грозы и дождя, обеспечивающих плодородие полей, и своих владык, выступавших в качестве посредников между царством небесных сил и простыми смертными. Именно с этой целью их обожествляемые правители самолично совершали весьма важные, с точки зрения земледельца, обряды, связанные с обеспечением хорошего урожая маиса. Столь же важную роль играло в жизни древних земледельцев майя и солнце. Третья группа изображений в монументальной скульптуре майя I тысячелетия н. э. ритуальная. Значительную ее часть составляют изображения правителя в сцене ритуального «сева». Правитель майя в сцене ритуального сева изображение на стеле. Тикаль
Произведения монументального искусства майя отражают довольно развитый общественный строй во главе со священной особой царя. Та же самая тематика, отражающая различные стороны жизни и деятельности правителей городов-государств майя I тысячелетия н.э., была представлена и на другом археологическом материале нефритовых украшениях и пластинках резной кости, терракотовых статуэтках и т. д. Но особенно ярко представлена она в настенных росписях и в сюжетах, запечатленных на полихромной керамике.