Рефлексивный подход в обучении слабоуспевающих школьников Автор работы: Н.Н.Калашникова, учитель истории и обществознания МБОУ ООШ 28 с.Кирпичное
«Обучение ведет за собой развитие» Л.С. Выготский Утверждение 1 : ребенок развивается тогда, когда делает то, что ему трудно, но при этом получая помощь и поддержку взрослого. Утверждение 2 : ребенком усваивается не только то, что является предметом, но и способы действий взрослого и его переживания.
Зона актуального развития Зона ближайшего развития Зона непосильной трудности Схема взаимодействия ребенка и взрослого в зоне ближайшего развития (по В.К.Зарецкому) Предметное поле деятельности Точка трудности
«зона ближайшего развития» - область понимания текста учебника вместе с учителем самостоятельно самостоятельный поиск учеником слов, значение которых непонятно (пользоваться различными источниками!) РЕФЛЕКСИЯ: закрепляется способ координации действий исполнения и контроля (по П.Я.Гальперину) РЕФЛЕКСИЯ:
РЕФЛЕКСИЯ – размышление о своем внутреннем состоянии, самоанализ (С.И.Ожегов, Н.Ю. Шведова «Толковый словарь русского языка»
Теория поэтапного формирования умственных действий (по П.Я.Гальперину) Первый - создание мотивации обучаемого; Второй - составление схемы т.н. ориентировочной основы действия; Третий - выполнение реальных действий; Четвертый - проговаривание вслух описаний того реального действия, которое совершается, в результате чего отпадает необходимость использования ориентировочной основы действий; Пятый - Действие сопровождается проговариванием «про себя»; Шестой - Полный отказ от речевого сопровождения действия, формирование умственного действия в свернутом виде Вывод: Практическое значение теории поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина заключается в том, что в процессе обучения формирование новых действий происходит легче, без заучивания нового материала (так как он усваивается в процессе путем непроизвольного запоминания), без использования метода проб и ошибокП.Я. Гальперинаметода проб и ошибок
Источники для подготовки презентации: Выготский Л.С. Мышление и речь // Собр.соч., т.2- М,1982 Грановская Р.М., Элементы практической психологии, СПб, «Свет», 1997 г., с Зарецкий В.К. Как учителю работать с неуспевающим учеником: Теория и практика рефлексивно -деятельностного подхода- М.: Чистые пруды, 2011 г. 32 с.
Спасибо за внимание