«Отсутствие оценки для ребенка несравненно большая беда, чем двойка. В сознании ребенка утверждается мысль: если у меня еще нет оценки, значит, я еще не потрудился как следует» В.А Сухомлинский
Система оценки достижения планируемых результатов В.В. Кучурин, канд. ист. наук, ведущий научный сотрудник НИЦ ЛОИРО
Основные понятия o Оценка это словесная характеристика результатов действий o Отметка это фиксация результата оценивания в виде знака из принятой системы o Оценка не тождественна отметке.
Система оценки учебных достижений Внутренняя Внешняя Учитель Итоговый контроль Ученик Родители
Традиционные формы и методы контроля и оценивания (устный опрос, письменная контрольная работа) дополняются такими новыми формами контроля и оценки достижения планируемых результатов: целенаправленное наблюдение (фиксация проявляемых учениками действий и качеств по заданным параметрам), самооценка ученика по принятым формам (например, лист с вопросами по саморефлексии конкретной деятельности), оценивание результатов учебных проектов по заданным критериям, оценивание результатов разнообразных внеучебных и внешкольных работ, достижений учеников.
Формы оценки достижения планируемых результатов Обязательные формы и методы контроля Иные формы учета достижений текущая аттестация итоговая (четверть, год) аттестация урочная деятельность внеурочная деятельность - устный опрос - письменная самостоятельная работа - диктанты - контрольное списывание - тестовые задания - графическая работа - изложение - доклад - творческая работа - посещение уроков по программам наблюдения - диагностическая - контрольная работа - диктанты - изложение - контроль техники чтения анализ динамики текущей успеваемости - участие в выставках, конкурсах, соревнованиях - активность в проектах и программах внеурочной деятельности - творческий отчет - портфолио - анализ психолого-педагогических исследований
Технология оценивания «Школа 2100» ЧТО? Решение задачи КТО? Ученик + Учитель в диалоге КОГДА? Текущие - по желанию, тематические – обязательны (+ право пересдачи) ГДЕ? В таблице требований КАК? По уровням успешности мини макс
Правило 1. «ОЦЕНКА И ОТМЕТКА» «Оцениваться может любое, особенно успешное действие, а отметка – только за решение продуктивной задачи» Оценка - словесная характеристика результатов действия (можно за любое действие ученика) Отметка - фиксация результата оценивания в виде знака из принятой системы (только за решение продуктивной задачи – каждой в отдельности)
Правило 2. «САМООЦЕНКА» «Учитель и ученик по возможности определяют оценку и отметку в диалоге. Ученик имеет право аргументировано оспорить выставленную отметку.» Алгоритм самооценки (вопросы к ученику): 1 шаг. Что нужно было сделать в этой задаче (задании)? Какая была цель, что нужно было получить? 2 шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ? 3 шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чем)? 4 шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чем)?
Правило 3. «ЧИСЛО ОТМЕТОК» «За каждую учебную задачу, показывающую овладение отдельным умением, ставится отдельная отметка» ПРИМЕР: В проверочной работе – 5 заданий. Значит ученик может получить за проверочную работу – 5 отметок.
Правило 4. «ТАБЛИЦА ТРЕБОВАНИЙ»
Таблица требований Учащиеся Учебные умения Показывать на карте расселение древнего человека… Описывать условия жизни, занятия, верования земледельческих и кочевых племен Приводить примеры межэтнических контактов и взаимодействий Иванов К.453 Петров И.343 Сидоров В.545 Предмет: История России Класс: 5 А Тема: Древнейшие народы на территории России
Правило 5. «ОТКАЗ ОТ ОТМЕТКИ» За задачи, решенные при изучении новой темы, отметка ставится только по желанию ученика. За каждую задачу проверочной работы по итогам темы отметка ставится всем ученикам, ученик имеет право пересдать (хотя бы один раз) не устраивающую его отметку
Правило 6. «УРОВНИ УСПЕШНОСТИ» Необходимый уровень – решение типовой задачи. Это необходимо всем по любому предмету, «хорошо, но не отлично». Программный уровень – решение нестандартной задачи, где потребовалось либо применить новые, изучаемые в данный момент, знания, либо старые знания и умения, но в новой непривычной ситуации. Это отличает от необходимого всем уровня - «отлично». Максимальный уровень (!!! Необязательный) - решение не изучавшейся в классе «сверхзадачи». Это демонстрирует исключительные успехи сверх школьных требований, «превосходно».
Четвертная отметка Четвертная отметка высчитывается как среднее арифметическое, так как это единственное объективное и понятное ученику правило, только при этом условии ученик может контролировать действия учителя и самостоятельно заранее прогнозировать свою четвертную отметку. Для определения среднего балла (среднее арифметическое) должны учитываться отметки за все темы, изученные в данной четверти: текущие отметки, выставленные с согласия ученика, обязательные отметки за задания проверочных и контрольных работ с учётом их пересдачи.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !